Уважаемая редакция! Я решил написать письмо в татарскую газету вот по какому поводу. В Казани в конце августа этого года состоялось татарское «Национальное Собрание». Там приняли, казалось бы, серьезный документ – Стратегию развития татарского народа. Но вот остается вопрос и даже сомнение: а кто принял такой важный документ? Я читал многочисленные сообщения в социальных сетях, видел картинки в интернете и пришел к выводу о том, что в Казань в очередной раз собрались чиновники, дежурные «общественники», которые десятками лет катаются в столицу Татарстана на подобные курултаи. При этом многие из них и сами не говорят по-татарски, а их дети и внуки – тем более, никогда по-татарски говорить не будут. А ведь «аксакалы», если они так тянутся к татарской общественной жизни, за двадцать-тридцать лет могли бы хорошо овладеть татарским языком, даже медведь за гораздо более короткое время учится ездить на велосипеде. Но, тем не менее, эти «аксакалы» любят уже по привычке совершать «почетные» поездки в Казань и «представлять» татар своих регионов.  
Наверное, и поэтому в самом татарском народе данное событие – принятие Стратегии на «Национальном Собрании» – не вызвало какого-то заметного резонанса. Так мне кажется. Пожалуй, мало кто из нескольких миллионов татар и узнал об этом. А те немногие татары, которые об этом знают, говорят так: Казань, позиционируя себя «как центр татарского мира», в очередной раз собрала чиновников и дежурных «общественников» – ну и что, пусть развлекаются! Татары, видя десятилетиями в основном одни и те же лица этих «активистов», довольно скептически отнеслись к этому событию, о чем можно судить и по многочисленным отзывам в социальных сетях. Времена изменились, за минувшие десятилетия сменилось целое поколение, и современные люди уже не будут принимать за чистую монету «авторитет» формальных татарских «общественников».
Но, тем не менее, есть еще один вопрос. Вот какие-то люди на «Национальном Собрании» «проголосовали» за принятие Стратегии развития татарского народа. А кто их делегировал на это? Например, было ли в нашей Мордовии какое-то общетатарское собрание, где были бы избраны полномочные, поистине авторитетные представители для такого серьезного голосования? И должны ли мы именно тех, кто поехал на это казанское мероприятие, считать самыми авторитетными, уважаемыми и легитимными представителями татар Мордовии, хорошо знающими родной язык, историю и культуру татар? Я в этом почему-то не уверен. Разве татарский народ, живущий в Мордовии, именно их делегировал принимать свою Стратегию развития? Ну, еще вроде бы понятно, когда в мероприятии участвовал руководитель региональной национально-культурной автономии татар, который множеством людей открытым голосованием на конференции был избран на эту общественную должность. А других кто делегировал принимать Стратегию развития татарского народа?
Создается впечатление, что Казань в лице Всемирного конгресса татар или даже республиканских правительственных структур не ищет новых, реально полезных для «национального развития» современных людей, знающих родной язык и традиции, а на протяжении нескольких десятков лет созывает на «курултаи» одних и тех же «деятелей» из однажды составленного списка. Не является ли такой подход к национально-культурной жизни устаревшим? Или же сегодня Казань созывает еще и тех, кому удается каким-то образом самим пролоббировать себе приглашение в качестве «почетных гостей» Татарстана?..


Ислям Биктеев

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «ЮЛДАШ»

Подобные вопросы возникли у многих и многих татар по России. И в самом Татарстане есть видные общественно-политические деятели, которые считают, что Стратегия развития татарского народа принималась торопливо и в сыром виде. Есть у них сомнения и в легитимности участников Собрания, принявшего столь важный документ. Мы тоже читали комментарии на эту тему в социальных сетях и на различных сайтах. Но, судя по всему, таким был принцип формирования Национального Собрания: половину его участников составляли представители Татарстана, а другая половина приехала в Казань по квотам региональных татарских общественных организаций, входящих в состав Всемирного конгресса татар. Например, из Мордовии были приглашены представители Региональной национально-культурной автономии татар РМ «Якташлар», Совета старейшин татар РМ и Клуба татарских бизнесменов РМ. Кстати, изначально планировалось направить в Казань довольно большую делегацию из числа известных татар Мордовии – членов РНКАТ «Якташлар», мы и в газете публиковали этот список делегатов, но потом, скорее всего, из-за пандемии, квота была значительно сокращена Татарстаном.
Кроме того, в Казань на Национальное Собрание, проводившееся в рамках празднования 100-летия Татарской АССР, были приглашены и те татары, которых Казань считает своими «почетными гостями». Среди таких гостей, например, были знаменитый летчик, Герой России Дамир Юсупов, выдающийся теннисист Шамиль Тарпищев, Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, основатель мусульманской общины города Калининграда, уроженец Мордовии Хаким Биктеев, крупнейший астрофизик мира Рашид Сюняев (участвовавший в Национальном Собрании онлайн и выступивший по видеосвязи) и другие достойные люди.
А значительную, деятельную роль Татарстана в сохранении культуры и национальных традиций татарского народа в масштабах всей России все-таки невозможно не признавать. Татарстан делает много доброго и хорошего для татарской культуры и, несомненно, является центром татарского мира.
Что касается вопроса о том, кого зовут или не зовут в Казань на мероприятия, то здесь есть одна проблема. В регионах ведь не так уж и много людей, желающих реально заниматься национально-культурной общественной жизнью. Казани в лице ВКТ приходится сотрудничать с теми, кто есть и проявляет хоть какую-то активность. Кроме того, Казань проводит и форумы татарской молодежи, где могут проявить себя новые, современные лидеры татарского национально-культурного движения. Татарстан внимательно относится и к преподаванию родного языка и литературы в российских регионах. В Казани проводятся и ежегодные конкурсы учителей татарского языка и литературы. И вот совсем недавно педагог из села Пензятка Лямбирского района Рауза Юмаева была признана одним из лучших учителей татарского языка и литературы в России. Конкурс проходил в Казани.