На минувшей неделе мне довелось побывать в селе Пензятка Лямбирского района, там в сельской мечети состоялась давно запланированная встреча с местным муллой Рушаном-хазратом Батеряковым, который с 90-х годов прошлого столетия ведет здесь и в окрестных селах свою религиозную деятельность.
Рушан-хазрат – человек неравнодушный к родному селу, его истории, многое знает о здешних мечетях, религиозных деятелях, которые здесь служили, озабочен он и вопросами экологии, в частности, источниками, бьющими на территории села. К сожалению, многие из них заброшены и не благоустроены. Говорили мы и о нехватке имамов в татарских селах республики, о том, что уже сейчас нужно думать о будущем, готовить себе замену.
Религиозной деятельностью Рушан-хазрат занимается более 25 лет. Его дед Кайюм Хайруллович Камбиков, 1905 года рождения, был пензятским муллой. Многому он научился и от своей бабушки-абыстай Лятифи Сянятулловны Кадикиной (1891-1990 гг.) и от других сельских имамов. С ранних лет Рушан Батеряков помогал на кладбище, привозил на лошади необходимые для проведения похорон предметы. В 16 лет впервые принял участие в обряде омывания покойника (мяет еву). Еще будучи подростком, Рушан-хазрат отправился в Москву учиться, тогда при Соборной мечети там действовало медресе. Но отучился он там только один год, за это время изучил арабский алфавит, основы Ислама. Потом пришла весть о том, что в Саранске сгорел родительский дом, пришлось вернуться обратно, чтобы помочь восстановить родовое гнездо.
Больше учиться в Москву Рушан-хазрат не вернулся. Однако обучение его на этом не закончилось, сельские имамы и знающие молитвы бабушки (абыстай) обучили его всем необходимым обрядам и тонкостям, научили правильно читать Священный Коран. Вместе с ними он ходил на маджлисы и все подмечал, запоминал. Именно поэтому к Рушану-хазрату с большим уважением жители Пензятки и соседней Свербеевки относятся и сейчас, ведь он, являясь последователем традиционного ислама, проводит все обряды и читает молитвы, так как было заведено испокон веков – бабайларча (как это делали наши деды и прадеды).
Рушан-хазрат очень интересуется историей Пензятки, ее мечетями. Он рассказал, что во время самого расцвета религиозности в селе было семь мечетей и молельных домов. А перед самой революцией в селе было 4 мечети, по одной на каждой улице. Лишь одна из них действовала до 1950-х годов, остальные были закрыты сразу.
В мечети, расположенной за улицей Казанской, которая называлась Акульча мячете, мулла преподавал уроки арабского языка для мальчиков, а абыстай – для девочек. Но было между этими уроками отличие. Мальчиков и юношей учили писать по-арабски и читать Коран, а девочек и девушек учили только читать. Считается, что это делалось для того, чтобы впоследствии они не могли вести переписку со своими возлюбленными.
Из тех, кто вел религиозную деятельность, Рушан-хазрат назвал наиболее уважаемых в селе людей. Это Камаль абзи Критушкин, Сиражетдин абзи Мухаев, Самиулла абзи Нугаев, Мизаметдин абзи Максутов, а также Бялли-мулла, Алиулла-мулла и другие. Было в Пензятке время, когда суры из Корана на маджлисах читали женщины, это Ряхиля абыстай, Рабия абыстай, Саджидя абыстай и другие.
- В последние десятилетия в нашем селе происходит возрождение ислама, люди, в основном молодежь, тянутся к религии, посещают мечеть, больше жертвуют на благотворительность. Так, в прошлом году на ограждение сельского кладбища 100 тысяч рублей пожертвовал Дамир Ямбаев, 40 тысяч рублей – Данис Казаев.
На Джума-намаз в мечеть «Зякия» в Пензятке еженедельно приходят около 30 человек, на такие большие праздники, как Ураза-байрам и Курбан-байрам собирается 250-300 человек, – рассказывает Рушан-хазрат. – Рядом с мечетью есть специальное здание со всем необходимым оборудованием, где мы при необходимости можем обмыть и завернуть в саван (кифен) покойника. С этой целью к нам приезжают из разных сел республики и Саранска.
К сожалению, в период ковидной самоизоляции в селе сложилась такая ситуация, что люди из страха заболеть перестали ходить на похороны и поминки даже к близким людям. Не хватало молодых крепких мужчин, способных вырыть могилу. Тогда, чтобы решить эту проблему, я подобрал молодых парней 20-22 лет, которых обучил, как правильно копать могилу, как проводить омовение покойника, все это с основами ислама и необходимыми молитвами. Конечно, услуги ребятам оплачивались. На тот момент это очень помогло. Хорошо, что этот период боязни прошел, и сейчас верующие снова приходят проводить в последний путь соседей и родных.
Сейчас я часто беру с собой на маджлисы своего 12-летнего сына Ряхимджана, обучаю потихоньку сурам из Корана, и всему остальному. Это необходимо для того, чтобы спустя какое-то время, когда уйдет наше старшее поколение людей религиозно грамотных, у нас была замена. И каждому имаму замену нужно готовить уже сейчас, несмотря на возраст.
На вопрос, как в селе обстоят дела с употреблением алкоголя, Рушан-хазрат ответил так:
- Проблемы с алкоголем у населения нашего села ведь не вчера начались. Вот есть документ такой в архиве, в котором написано, что муллы четырех пензятских мечетей подавали в Саранск прошение – письмо с просьбой принять меры к молодежи, которая увлеклась употреблением слабоалкогольного кваса. Что же касается сегодняшнего дня, то молодежь «пьет» гораздо меньше, чем в 90-е годы 20 века и 2000-е нынешнего 21 века. В частности, на мой взгляд, это происходит потому, что село ожило: прокладывают дороги, молодежь работает, многие трудятся в Саранске. Регулярно ходит рейсовый автобус, у многих есть свои автомобили. Люди при деле. Даже старшее поколение оставляет свои квартиры в городе наследникам и переезжает в родовые дома в деревне. Нет такого, как раньше, когда нетрезвый человек волочился по улице на посмешище всему селу.
Об истории села Рушан-хазрат рассказал мне и множество других интересных фактов и историй, думаю, что мы вернемся к этой теме в одном из наших номеров.
Большое внимание Рушан-хазрат Батеряков уделяет благоустройству сельского кладбища. В последние годы возвели ограду и ворота, закупили необходимое оборудование, чтобы легче было копать могилы зимой, заранее закупаются и всегда есть на кладбище необходимые для обустройства могилы наборы досок и баш-казык (столб, который устанавливается в изголовье могилы). С недавних пор на зиму землю на несколько могил закрывают слоем соломы, чтобы она не промерзала, это решает много вопросов и трудностей. К сожалению, вопрос погребения и поминальных маджлисов остается актуальным круглый год, в частности, только за январь 2023 года в селе похоронили 8 человек.
Занимается Рушан-хазрат и вопросами благоустройства села, в частности, обустройством пензятских родников. В планах – провести анализ воды и привести в порядок территорию одного из источников. Возможно, уже этим летом в самом центре села появится благоустроенный родник.
У Рушана-хазрата дружная семья: супруга, две взрослые дочери и сын. Внук Рамазан в Исламском культурном центре посещает курсы по основам Ислама, он пришел туда уже с небольшим багажом знаний – Рушан-хазрат обучил его нескольким сурам из Корана, теперь мальчик пополняет свои знания.
У семьи большое хозяйство – содержится 20 лошадей, за которыми тоже нужен постоянный уход.
Отметим, что недавно Рушан-хазрат Батеряков руководством Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия был назначен имамом-мухтасибом Лямбирского района. Имам-мухтасиб – это религиозное звание священнослужителей в исламе, контролирующих соблюдение исламских норм на определенной территории.
Рушан-хазрат хорошо известен жителям сел Пензятка, Татарская Свербеевка и других окрестных населенных пунктов Щербаково, Тарасполь, там он проводит мусульманские обряды похорон, имянаречения новорожденных, никях, маджлисы по разным поводам, приглашают его и в Саранск. Теперь, в связи с назначением, он будет курировать и делиться своим богатым опытом с имамами всех татарских сел Лямбирского района, включая Аксеново, Черемишево, Татарскую Тавлу и другие. Рушан-хазрат планирует пообщаться с сельскими имамами района, предложить им также привлекать молодежь, обучать их, заинтересовывать вопросами религии.

Эльвира БАЛЯЕВА