20 октября исполняется 90 лет со дня рождения заслуженного строителя Республики Мордовия Абдулхака Абдулгафуровича Салимова. Этот выдающийся татарин занимал в нашей республике высокие руководящие должности в различных органах и организациях. Его дела запомнились и его современникам, и последующим поколениям.
Родился Абдулхак Абдулгафурович Салимов 20 октября 1929 года в селе Лямбирь. После окончания десятого класса поступил на исторический факультет Мордовского педагогического института. После его окончания работал секретарем Лямбирского райкома комсомола. Затем Салимов становится директором Лямбирской школы. Спустя два года его назначают председателем Лямбирского райисполкома. После пяти лет работы в райисполкоме он был избран первым секретарем Чамзинского райкома партии. Тогда ему было всего 28 лет. Салимов был перспективным молодым руководителем, Чамзинский район достиг высоких результатов по многим показателям. Именно поэтому ему затем доверили такой непростой в то время участок, как дорожное строительство Мордовии. За семнадцать лет руководства Салимова «Мордовавтодором» было построено три тысячи километров дорог общего пользования по всей республике. Коллектив восемнадцать раз подряд получал переходящие Красные знамена. «Мордовавтодор» приобрел в свое пользование сотни единиц различной техники, построил завод по производству нефтебитума мощностью пять тысяч тонн в год, асфальтобетонные заводы.
Вместе с работой в «Мордовавтодоре» около двух лет он был занят и научно-педагогической деятельностью в университете, преподавал экономику, защитил кандидатскую диссертацию.
В 1990 году его избрали председателем исполкома Саранского горсовета. Кроме того, он был инициатором создания Совета предпринимателей, сопредседателем экономического союза Мордовии, вице-президентом Мордовского отделения Международной академии информатизации. Абдулхак Салимов был и одним из тех, кто стоял у истоков национально-культурного движения татар Мордовии, возглавлял общество татарской культуры «Якташлар». Абдулхака Салимова не стало в 2004 году.
В преддверии 90-летия со дня рождения Абдулхака Абдулгафуровича Салимова мы поговорили с теми, кто работал с ним «в одной упряжке», не понаслышке знал его как человека и руководителя.
Михаил Андреевич Борисов, ветеран труда, заслуженный работник органов государственной власти Республики Мордовия:
- Об Абдулхаке Салимове у меня остались только приятные воспоминания. Поработать вместе нам пришлось, когда я был председателем райисполкома в Ельниках, а он возглавлял «Мордовавтодор», был одним из наиболее видных руководителей дорожного строительства в республике.
Абдулхак Абдулгафурович сам полностью отдавался работе и нас, более молодых, к этому призывал. В те годы в Ельниках был построен щебзавод на 350-370 тысяч кубометров щебня в год. Также был построен цех по производству доломитовой муки, которая применяется для производства асфальтобетонной смеси, асфальтовый завод. Кроме того, он активно сотрудничал с дорожными организациями Сарова и Арзамаса, по договоренности использовал их технические мощности для строительства дорог на территории Мордовии.
Много в те годы было сделано для Ельников, например, за счет «Мордовавтодора» возвели 70-квартирный дом. Во всех центральных усадьбах колхозов построили дороги.
Отмечу, что еще в конце 70-х годов прошлого века в районах Мордовии практически не было железобетонных мостов. А техника в колхозах становилась все тяжелее, грузоподъемность транспорта также росла. Остро встала необходимость в строительстве не деревянных, как раньше, а надежных железобетонных мостов. Так, с 1979 года за шесть лет такие мосты построили через все реки и речушки практически во всех западных районах республики.
Сотрудничали мы с Салимовым и тогда, когда я работал первым секретарем райкома партии в Большом Игнатове. В те годы крупные организации часто заводили подсобные хозяйства, чтобы обеспечивать своих сотрудников сельскохозяйственной продукцией. Такое хозяйство было создано «Мордовавтодором» и в Б.Игнатове – открыли ферму по производству свинины. Трудоустроили на ней около ста человек, производили достаточное количество мяса. Кроме того, в райцентре было построено 20 домов.
Абдулхак Салимов умел работать «взахлеб», создавая рабочую обстановку, те, кто его окружал, тянулись за ним и тоже «вкалывали». Именно поэтому у меня лишь самые добрые воспоминания об этом человеке, руководителе. Некоторое время назад вместе с Фяритом Фяттяховичем Маминым, который в те годы работал предриком в Лямбирском районе, говорили о нем, сходили на кладбище к Абдулхаку Абдулгафуровичу Салимову, навестили его могилу.
Фярит Фяттяхович Мамин, ветеран труда, заслуженный экономист Республики Мордовия, также в числе тех, кто сказал добрые слова о Салимове. Он отметил, что Абдулхак Абдулгафурович оставил богатейшее наследство, за которое ему благодарны многие жители региона – это сотни и тысячи километров дорог. Ведь он возглавил «Мордовавтодор», когда республика буквально утопала в грязи, когда асфальтовые дороги заканчивались уже на выезде из Саранска. Под его руководством много удалось сделать в достаточно сжатые сроки.
Шамиль Анвярович Салимов, ветеран труда, заслуженный строитель Республики Мордовия:
- Абдулхак Абдулгафурович Салимов – мой близкий родственник, двоюродный брат. Он во всех делах был государственным человеком, ответственным, деловым и неуемным. Работая под его руководством, я всегда стремился быть похожим на него в работе, в отношениях с подчиненными, в вопросах подбора персонала. Он был очень трудолюбивым и общительным, много читал, был эрудированным. Часто любил повторять фразу: «Сначала думай о Родине, потом о себе». И жил по принципу «Все остается людям». Недаром его именем названа одна из улиц в селе Лямбирь.
В те годы дороги строились «с нуля». При этом он призывал нас относиться к земле, как к величайшему богатству, говорил, что сантиметр гумуса формируется целых сто лет, мог отругать за небрежное отношение к почве.
В обычной жизни Абдулхак Абдулгафурович был очень жизнерадостный человек, любил волейбол и баню. Но перед баней всегда старался нагрузить и нас, и себя работой по хозяйству, в саду или огороде, а уж потом отдыхал.
В работе всегда старался смотреть наперед. Умел подбирать кадры, не боялся молодых и перспективных ставить на руководящие должности. Ценил людей, заботился о создании для них комфортных бытовых условий. Во всех районах для дорожников строилось жилье, детские сады, лагеря отдыха для детей.
Именно под его руководством строились крупные, в том числе, и федеральные дороги, проходящие по территории республики, на Москву, на Пензу. Еще на этапе планирования давал указания проектировщикам, чтобы строить дороги в обход населенных пунктов, сохраняя тем самым экологию и безопасность в селах и деревнях Мордовии, а порой и сами села и деревни.

Эльвира Баляева