14 - 19 октября в г. Болгар Республики Татарстан состоялся I Международный форум «Богословское наследие мусульман России», в рамках которого прошли четыре научно-практических конференции «Ислам и общество: региональный аспект», «Традиции и обновленчество в богословском наследии», «Поиск богословских решений в эпоху глобализации», «Формирование гражданской идентичности мусульманской молодежи в России и за рубежом».
Северная Мекка или Великие Булгары, как нередко называют Болгар за особое историко-религиозное значение города, принял внушительные делегации исследователей, духовных лиц и представителей медиасообщества из целого ряда регионов России (Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбургской и Нижегородской областей и т.д.) и стран ближнего (Азербайджана, Латвии, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и др.) и дальнего (Ирана, Турции, Малайзии, Индии, Саудовской Аравии и др.) зарубежья. На пленарных и секционных заседаниях участники форума активно обсуждали историю развития татар в Средние века и Новое время, делились новыми архивными и археологическими данными об исчезнувших татарских государствах на территории современного Поволжья, архитектурных памятниках, национальных обрядах и обычаях. Между исследователями разворачивалась дискуссия по многим особо чувствительным для верующих вопросам - соотношение религиозного и светского в системе образования, в профессиональной и бытовой сферах жизнедеятельности мусульман; опасность псевдо религиозных сект античеловеческой направленности.
Часть выступлений на форуме была посвящена разным сторонам жизни мусульман в регионах России - Ленинградской, Оренбургской и Астраханской областях, Татарстане, Чечне, Дагестане, Башкортостане и т.д. Уделялось внимание и таким вопросам, как социальное самочувствие татар Оренбургской области, особенности социального партнерства предпринимателей мусульман Дагестана, крупные культурные проекты татар Санкт-Петербурга, специфика национальных обычаев мусульман Ульяновской области.
Я, как представитель нашей республики, посвятил свое выступление особой самобытной культуре татар региона, в которой гармоничным образом сплелись и старинные национальные традиции, и религиозные обряды. В докладе «Региональный характер религиозного синкретизма «народного» ислама в Республике Мордовия» была предпринята попытка отразить особую специфику и глубину «народного» ислама, который достался нам в наследство от бабушек и дедушек со всеми их суевериями и приметами.
Живой интерес у участников форума вызвала информация об авлия (мусульманских святых), история которых у нас, в отличие от татар Башкортостана, Ульяновской и Оренбургской области, оказалась практически забыта. С большим удивлением была воспринята информация о том, что в республике среди мусульман довольно неоднозначное отношение к авлия. Последнее было настоящим открытием для исследователей из Дагестана, где память об авлия - добропорядочных и набожных жителях села - хранится с особым почтением.
Наибольшее внимание участники форума обратили на ту часть моего выступления, в которой рассказывалось о специфических элементах похоронно-поминальных обрядов в некоторых татарских селах республики: оставление на погребениях металлических предметов (монет), развешивание на могильных оградах поминальных лент или четок, посыпание могилы небольшими белыми камешками и т.д. В ходе развернувшейся дискуссии о причинах оставления на некоторых могилах металлических монеток, было высказано предположение о древних корнях указанного обычая. Например, еще в Древней Греции и Древнем Риме в рот покойному помещали небольшую монету для оплаты перевозки его души через реку подземного царства; в Московском царстве рот покойников закрывался монетой (либо также монета помещалась в рот). В результате, сложилось единодушное мнение о том, что в таких многонациональных регионах, как Мордовия, где столетиями бок о бок живут народы с разной культурой и традициями, религиозные обычаи обязательно будут испытывать на себе взаимное влияние.

Руслан Агишев,
кандидат социологических наук