Не так давно в Казани прошло «Милләт җиены» (Национальное собрание). Зарубежные татары, не отрывающиеся от родных корней, но из-за пандемии не сумевшие приехать в Казань, участвовали в собрании онлайн. Среди них, конечно же, был и академик Российской академии наук, лауреат Государственной премии России, директор Института астрофизики Общества Макса Планка в Германии Рашид Алиевич Сюняев. Он – в значительной мере наш земляк: его родители из татарских сел Большая Поляна и Латышовка Республики Мордовия. Сюняев уже много лет участвует в крупных татарских национальных мероприятиях, он неизменно почетный гость Казани.
Надо заметить, на подобных мероприятиях в Казани Сюняев пытается как бы даже оправдаться за недостаточное знание татарского языка – так сложилась жизнь. При этом он говорит, что его именно по татарскому имени Рашид знает весь научный мир. Сюняев стремится донести мысль о том, что Казань как центр татарского мира не должна отторгать и тех татар, которые не владеют татарским языком. Многие из них – выдающиеся люди, народ должен гордиться ими и найти способ вернуть этих людей в лоно родного народа, а не считать «манкуртами». Возможно, Сюняеву по большому счету и не удалось убедить в своей некой правоте – правоте татарина, не знающего в достаточной мере родной язык, исторически самодостаточную Казань, все-таки в глубине души считающую настоящими татарами тех, кто говорит по-татарски, соблюдает традиции, кто пусть и втайне, но все же уважает многовековую историю татарской национальной государственности. Здесь имеется в виду Казань – в лице той татарской гуманитарной элиты, которая озабочена сохранением этнической основательности и прочности народа на земле. А этническая прочность татарского народа – без татарского языка невозможна!
Однако Сюняева, «сошедшего с небес», уже как бы обретшего историческую твердь среди звезд, Казань, очень чуткая к современной политической ситуации в России и во всем мире, и так привечает, внешне не придавая значения тому, на каком языке он говорит даже на больших этнических форумах. Потому что нынешней Казани, стремящейся сохранить статус центра татарского мира планеты Земля, это нужно. Как и академика Российской академии наук Роберта Нигматулина, вышедшего на казанский берег чуть ли не из глубин Мирового океана, Казань привечает, прославляет, сажает в президиумы курултаев, предоставляет слово, осыпает наградами. Научный руководитель Института океанологии РАН Нигматулин, выступая в Казани, в отличие от Сюняева не стесняется говорить по-татарски, но тоже как бы убеждает Казань в том, что он настоящий татарин, выполняющий национальный долг по передаче языка и традиций потомкам.
И это – замечательно, когда всемирно известные татары не отрываются от родного народа; а в ходе переписи населения записываются – татарами.

Камиль Тангалычев