В Саранске в Мемориальном музее военного и трудового подвига 1941-1945 гг. 28 октября открылась выставка «Они служили в авиации», посвященная Дню армейской авиации. На выставке представлены фотографии и документы летчиков – Героев Советского Союза Александра Григорьевича Котова, Ивана Фроловича Бибишева, Ивана Степановича Кудашкина, Михаила Петровича Девятаева и других. Среди уроженцев нашей республики немало героических летчиков. В том числе – и два летчика-татарина. Это Каюм Константинович Мельдизин и Уссам Абдрахимович Мамин. На выставке представлены уникальные фото и документальные материалы, рассказывающие о жизненных и боевых вехах биографии наших прославленных летчиков. Научный сотрудник выставочного отдела музея Игорь Александрович Черняев уже несколько лет в архивах по крупицам собирает материалы о Мельдизине и Мамине. Накануне открытия выставки в музее он поделился с нами материалами о наших татарских пилотах.  
- Всю информацию о летчиках-татарах я нашел в учетно-послужных карточках, которые заводились на каждого офицера, - поясняет Игорь Черняев. – К сожалению, татарские имена и фамилии очень часто коверкались и записывались неправильно, поэтому это также затрудняет поиски о человеке. Сведения о подвигах описываются в наградных листах. Асами воздушных боев считаются те летчики, на счету которых пять и более лично сбитых самолетов. Такими можно назвать Мельдизина и Мамина.
Каюм Константинович Мельдизин родился 18 февраля 1915 года в городе Рузаевка. Предположительно в 1920-30-е годы семья Мельдизиных перебралась в Московскую область.  В 20 лет будущий летчик приходит в Осоавиахим и за короткое время становится инструктором парашютного спорта в Московском метростроевском аэроклубе, который базировался в Подмосковье.
В 1937 году Каюма Мельдизина призвали в Красную Армию и направили в школу морских летчиков в город Николаев. Однако, согласно протоколам заседаний тройки Николаевского горотдела НКВД от 4 ноября 1937 года, он был репрессирован (вид и срок наказания неизвестен). К сожалению, о периоде жизни Мельдизина после ноября 1937 года до апреля 1940 года Игорь Черняев не нашел никаких сведений.
В апреле 1940 года Каюм Мельдизин восстанавливается на обучении в Ейском военно-морском авиационном училище летчиков. Окончив его, в звании сержанта в июле 1941 года он направляется пилотом истребительного авиаполка Тихоокеанского флота  на истребитель «И-16».
В феврале 1943 года Мельдизин в звании лейтенанта переведен командиром звена 1-й эскадрильи 20-го истребительного авиационного полка Северного флота, где проходит переобучение на истребитель «ЯК-1».
Уже в первых боях лейтенант Каюм Константинович Мельдизин показал свое мастерство воздушного боя на истребителе «ЯК-1». Вот что написано лишь об одном случае в наградных документах, которые Черняев нашел в архиве:
«С 15 июня по 25 июля произвел 31 вылет на боевые задания. Им проведено три воздушных боя, в ходе которых сбил два самолета и предположительно сбил 1 самолет противника».
В августе 1943 года Мельдизину несколько раз выписывали путевку в дом отдыха, но каждый раз он отказывался от нее, мотивируя тем, что надо воевать и отдыхать он будет после войны.
В личном деле отважного летчика записано: «Мельдизин пошел на боевое задание – значит, жди новой победы. Его отличительные черты в воздушном бою это: смелая, напористая и внезапная атака, исключительное умение все видеть, бои только на вертикали, умелое использование радио, отличная техника пилотирования. Огонь по противнику Мельдизин вел прицельно и с близких дистанций (70 –30 метров). Такой же стрельбе он учил и своих подчиненных. Делая сложные фигуры, он вызывал законное восхищение и зависть у всех летчиков. Старший лейтенант К.К. Мельдизин люто ненавидел противника: «Я вас награжу последним, последним крестом – деревянным!»
К сожалению, заместитель командира 2-й авиаэскадрильи Северного Флота старший лейтенант Каюм Константинович Мельдизин погиб в воздушном бою 5 октября 1943 года при случайном столкновении в облаках с самолетом летчика своего полка. Перед своей гибелью Каюму Константиновичу удалось сбить немецкий истребитель. Останки отважного пилота были похоронены на кладбище у аэродрома Ваенга – I.
16 октября 1943 года старший лейтенант Каюм Мельдизин был представлен к ордену Отечественной войны I степени посмертно, и 12 ноября его награждение командованием было утверждено.
Всего за 112 дней (с 15 июня по 5 октября 1943 года) на фронте летчик Мельдизин сбил 6 немецких самолетов лично. 24 июля 1945 года в список личного состава 20-го истребительного авиаполка ВМФ навечно занесена фамилия летчика-истребителя старшего лейтенанта Каюма Константиновича Мельдизина.
Уссам Абдрахимович Мамин родился 18 марта 1918 года в татарской деревне Кочетовка Зубово-Полянского района. Еще в 1920-1930-е годы семья переехала в Ленинград, где Мамин в 1935 году закончил 8 классов. Вполне возможно, что в Кочетовке еще живут люди, которые являются родственниками этой семьи.
В этом же году в возрасте 17 лет Уссам добровольцем по специальному набору был направлен в военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в Чкаловское военное авиационное училище г. Оренбурга.  После окончания училища в звании лейтенанта  его направили в 12-й истребительный авиаполк Киевского военного округа.
Незадолго до войны Мамина назначили командиром звена связи 36-й авиадивизии. В ее составе он участвует с первых дней в боях Великой Отечественной войны.
В январе 1942 года лейтенант Уссам Мамин был направлен на курсы командиров звеньев, также прошел обучение  на истребитель «ЯК-1» и был назначен командиром звена 133-го истребительного авиаполка, воевал на Калининском фронте.
С 7 июля 1943 года 133-й авиаполк участвует в боях на Курской дуге. В наградном листе на орден «Красное Знамя» сообщается, что 10 июля 1943 года штурман эскадрильи 133-го авиаполка лейтенант Мамин, «участвуя в воздушном бою с превосходящими силами противника, сбил 1 ФВ-190 и сам был подбит. У самолета тов. Мамина был отбит руль поворота. Умело маневрируя, вышел из боя и мужественно повел самолет на свой аэродром, благополучно произвел посадку». В тот день не вернулись с боевых вылетов четыре товарища Мамина. Он отомстил за них 19 июля 1943 года, когда лично сбил немецкий «Ю-87».
В описании подвига во время битвы за Днепр 21 октября 1943 года говорится, что Мамин, патрулируя во главе четверки «Яков» в районе переправы, увидел 12 немецких «юнкерсов»: «Мамин дает команду по радио своим ведомым: атаковать немедленно Ю-87 и сам первым атаковал фашистских бомбардировщиков. В лобовой атаке сбил одного Ю-87 . Бомбардировщики сбросили бомбы вне цели». Приказом от 8 декабря 1943 года лейтенант Уссам Абдрахимович Мамин награжден орденом «Красное Знамя» за 39 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев, в которых сбил лично два немецких самолета.
16 декабря 1943 года лейтенант Мамин «отметил» получение ордена «Красное Знамя» еще одним сбитым немецким самолетом. 3 января 1944 года летчик получил звание старшего лейтенанта, а уже в августе – звание капитана.
В небе над территорией фашистской Германии 21 марта 1945 года завязался воздушный бой, в котором капитан Мамин сбил один «ФВ-190», самолет горящим врезался в землю.  
Всего за годы Великой Отечественной войны капитан Мамин произвел 122 воздушных вылета, провел 36 воздушных боев, в которых сбил 5 немецких самолетов.
После окончания войны капитан Мамин был уволен в запас в 1947 году. И несколько лет проработал товароведом в магазине в Ленинграде.  В 1952 года капитан Уссам Абдрахимович Мамин добивается возвращения  на военную службу, но в июне 1953 года по состоянию здоровья окончательно уволился в запас в звании майора. В 50-е годы бывший летчик продолжил работу в торговле.
Научный сотрудник музея Игорь Анатольевич Черняев добавляет, что о том, как сложилась его дальнейшая судьба, у него сведений нет. Однако известно, что в 1986 году татарский летчик Мамин был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Подготовила
Альбина Давыдова