В День народного единства в России отмечался и день Казанской иконы Божьей матери. Сегодня эта православная святыня, возвращенная из Ватикана, хранится в столице Татарстана. И добился возвращения иконы в Казань тогдашний мэр, сын муллы Камиль Исхаков, который встречался по этому поводу и с Папой Римским, и с Патриархом Московским и Всея Руси. А в Казань святыня вернулась в праздник 1000-летия города. И она нужна была Казани для того, чтобы вернуть историческую полноценность тысячелетнему городу. Именно исторически полноценная столица татар – ценна для народа, если он стремится не потерять свое мировое значение. Это, может, и неприемлемо для радикальных националистов, но это очевидно для просвещенных татар, любящих свой народ. Во время поездок в Казань я видел, с каким трепетом и любовью в мечеть Кул Шариф заходили люди, которые незадолго до этого в Богородицком монастыре прикладывались к Казанской иконе Божьей матери. Интерес не только к родным, но и к другим национальным и религиозным святыням характеризует цивилизованных людей с чувством самоуважения и национального достоинства.
Потому татарин Камиль Исхаков – ныне президент Булгарской исламской академии, который много стараний приложил для возвращения иконы из Ватикана в Казань, не просто татарин, а уже татарин мира, а точнее – человек мира. Потому что только человек, не ограниченный жесткими национальными, религиозными и территориальными рамками, мог достойно управлять городом, где сошлись цивилизации. Человек мира – как Рашид Сюняев, делающий еще более ясным звездное небо для людей всей Земли; как Рудольф Нуриев, который на всемирном языке пластики утверждал единство мира; как многие другие планетарные татары.
Оставаясь татарином или представителем любой другой национальности, важно расширять свои национальные границы. В открытом пространстве любить свой язык, религию, традиции, а не чахнуть в беспросветной пещере национализма. Уважать чужие традиции и для того, чтобы были надежно защищены твои святыни на земле, где много народов и много святынь.
А татары много веков так и живут на земле. Строят свои мечети, проводят национальные праздники, сохраняют родной язык и традиции. От радикальных радетелей за «чистоту» ислама страдает, прежде всего, сам священный ислам. Хотя цивилизованный мир и понимает, что планетарную религию, которой полторы тысячи лет, нельзя отождествлять с отдельными фанатами, отрастившими длинные бороды и вооружившимися взрывчаткой. Более того, ислам нуждается в государственной защите от тех, кто от его имени совершает агрессивные, страшные поступки – убивает и калечит мирных людей. И нынешнее государство Российское по мере сил бережет и защищает свой ислам.

Камиль Тангалычев