У татар к кладбищам, к надмогильным камням всегда было особо трепетное отношение. Кладбища - это не просто место захоронения, они обозначали место родовых гнезд, малую родину. Это то, что невидимой нитью связывает нас с далекими предками. Древние погосты – эта часть нашей истории, истории нашего народа, память о людях, которые жили до нас.
В каждом татарском селе есть свои древние захоронения, о которых старожилы рассказывают своим детям. Например, в селе Пензятка Лямбирского района каждый знает о существовании Килямят тау, где похоронены предки нынешних сельчан, в селе Большая Поляна Кадошкинского района древнее кладбище сельчане называют Мазарлар. А вот предки жителей села Татарская Тавла Лямбирского района упокоились в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района (татары и мордва-эрьзя жили вместе, одним селом). Древнее захоронение так и называется – Татар пандо. От многовековых могил не осталось ничего, кроме земли и травы.
Вот что рассказал нам Камиль Халимович Духонькин, который сейчас выполняет в селе Старое Аллагулово Ковылкинского района обязанности муллы. У него нет специального религиозного образования, однако он совершает все традиционные обряды, читает положенные при тех или иных обрядах молитвы так, как они совершались и читались его предками.
- В нашем селе мы знаем о трех кладбищах, - говорит Камиль Халимович. – Одно из них – самое старое. Из поколения в поколение старики говорили о захоронениях на том месте. Сейчас ничего не напоминает, что там когда-то были мусульманские могилы. К сожалению, сейчас уже никого не осталось из старожилов, кто мог бы рассказать немало интересного об этих древних захоронениях. Многим могла бы поделиться Хаят апа, моя родственница по материнской линии. Она умерла в прошлом году, не дожив месяц до своего столетия, до последних дней пребывая в добром здравии. И очень сожалею, что не поговорил с ней, не записал ее рассказ. Кстати, она жила в селе на Нижней улице, общалась с семьей нашего знаменитого земляка Абдурахмана Абсалямова.
Второе кладбище находится, как мы говорим, на Верхней улице. Оно тоже старинное, первые захоронения на нем появились в начале 19-го века. Здесь сохранились несколько надгробных камней с надписями на арабском языке. Говорят, что камни привозились с Кавказа. Здесь похоронены и мои предки. Но уже не найти их могилы. На многих могилах, более современных, лежат булыжники – ташлар, это обычные полевые камни, так как надгробные камни были дорогими. Это кладбище действующее, на нем до сих пор хоронят наших односельчан.
Вообще, наше Старое Аллагулово – село старинное, когда-то в эти края приехали татары с территории современного Чистопольского района Татарстана. Среди переселенцев были предки моей матери, у которой девичья фамилия была Бикбаева. Об этом всегда напоминала наша Хаят апа и говорила: «Не забывай об этом!» Так наши соплеменники спасались от крещения, которое началось во времена Ивана Грозного. До 1917 года в Аллагулове были три, а то и четыре мечети, а до войны в селе насчитывалось 700 дворов. В начале 80-х годов прошлого века, когда делали ветку газопровода, на участке через овраг много костей вышло. Значит, и там были захоронения.
Есть в Старом Аллагулове и третье кладбище – «тюбян авылда». Землю под будущие захоронения в свое время выделили для приезжих татар. В основном здесь хоронят уроженцев Старого Аллагулова, проживавших в Москве, Саранске. На плитах чаще всего встречаются фамилии Маштаковых, Иштряковых, Ханиковых.
Немало интересного и любопытного рассказал Раиль-хазрат Мусин, имам мечети села Ломаты Дубенского района:
- Так получилось, что в Ломатах кладбище находится буквально в центре села. Здесь есть сарай с инструментами, принадлежности, необходимые для подготовки к омовению покойника, кабыр агачлар. Мы также приобрели перфоратор и генератор электрического тока, так как в морозные годы земля порой промерзает до метровой глубины. Ежегодно каждую весну, после того, как сойдет снег, сельчане приводят в порядок наше сельское кладбище. Приезжают уроженцы нашего села и из других городов. Это в традиции татар – содержать в порядке и чистоте место упокоения соплеменников. Односельчане в основном не ставят больших памятников своим близким на могилах. Все должно быть скромно. На мраморных плитах - надпись с именем и датами жизни и смерти. Ислам запрещает изображения людей, но на памятниках встречаются изредка фотографии. А вот когда начались первые захоронения на этом кладбище – остается только догадываться.
По сложившейся традиции, татары на могилах сажают саженцы. Отговариваю сельчан делать это, потому что посаженные растения потом становятся большими деревьями, корни которых «давят» на усопших и им от этого еще тяжелее. Самое лучшее – читать молитвы за их упокоение.
Наши Ломаты – село старинное, в котором когда-то успешно работало свое медресе. Здесь получали духовное образование татары из других регионов. Как-то приезжал в наше село имам из Ульяновской области, который давно хотел побывать в Ломатах, так как в местном медресе в числе других шакирдов учился и его бабай.
Рядом с Ломатами, через речку, есть еще одно кладбище, древнее, по-татарски – Мукшазыр, на русский лад называется Мочказерово. Сохранились несколько памятников, оград, но холмики над могилами давно пропали.
Более старое кладбище мы называем Иске мазар. Сейчас это просто поле, на котором растет трава. Но несколько лет назад вода весной размыла землю, и на поверхности оказались череп и кости похороненных на этом месте наших предков. Об останках рассказал пастух, который пас деревенское стадо. Этот пример – доказательство того, что там действительно находилось татарское кладбище. Мы должны с уважением относиться к памяти наших предков: на могилы и ногой нельзя наступать, тем более запрещено пасти там скот.
Отмечу, что в Чамзинке проживает немало татар. Естественно, рано или поздно встал вопрос о месте захоронения для наших усопших соплеменников. Вопрос решен: сейчас там есть татарское кладбище. Хочется выразить благодарность главе городского поселения Антонине Васильевне Пыресевой за ее внимание к такому существенному вопросу: на татарском кладбище поставлены столбы для забора, установлен сам забор, зимой чистится ведущая к погосту дорога.

Альбина Давыдова