В районном центре Дубенки в местном Доме культуры недавно начала работу гончарная студия «Терракота». Занятия в ней ведет Абдулвакиль Рахимьянович Хамидуллин, художник-керамист, член Союза дизайнеров России. Наша газета рассказывала об этом мастере гончарного дела.
Эта мастерская открылась благодаря проекту «Культура малой Родины» партии  «Единая Россия». Партийный проект направлен прежде всего на развитие и обновление материально-технической базы сельских клубов и домов культуры в городах и районных центрах с населением менее 50 тысяч человек. Еще в день торжественного открытия студии, на котором побывали глава Дубенского района Сергей Геннадьевич Плешаков, депутат Государственного Собрания РМ Ринат Рафикович  Раимов, Абдулвакиль Рахимьянович Хамидуллин рассказал об основах  гончарного ремесла и провел мастер-класс: куски глины, попав на гончарный круг, в ловких руках мастера приобретали очертания и форму.
- У нас в Дубенках работает центр детского творчества, детская школа искусств. И Дом культуры – как центр дополнительного образования детей и подростков, досуга населения, сохранения и развития народного творчества, - рассказывает начальник отдела культуры и туризма администрации Дубенского района Марина Петровна Герасимова. -  Одно из трех направлений этого партийного проекта называется «Местный дом культуры». В нашем Доме культуры появились новые кружки  и секции, одна из которых – гончарная студия. Она заинтересовала многих детей и подростков, и сейчас с удовольствием они занимаются в двух группах.
На занятиях в студии можно научиться работать с глиной, узнать историю гончарного искусства, изучить свободную технику лепки из гончарной глины, декорирование, а также создать керамические изделия для интерьера или в качестве оригинального подарка  близким. Что немаловажно, занятия в студии проводятся бесплатно. Кстати, взрослые тоже изъявили желание обучиться этому древнему ремеслу. Поэтому, по словам Абдулвакиля Хамидуллина, в рамках организации общего семейного досуга родители могут приходить и учиться вместе со своими детьми в семейной гончарной студии «Живая глина».
-  Гончарная мастерская требует специального оснащения, - говорит Марина Петровна. – Человеку со стороны трудно подобрать необходимые инструменты, поэтому мы вместе с Хамидуллиным подбирали поставщиков оборудования, станки и другие необходимые в работе мелочи.  В рамках партийного проекта было выделено на эту студию 700 тысяч рублей. И уже в июле этого года пришло оборудование.
Теперь для занятий имеется всё нужное. Самое основное, конечно, это три профессиональных гончарных круга, их можно назвать стационарными. «Приехал» также один детский гончарный круг, который при необходимости можно перевозить, например, на мастер-классы.  Есть и раскатчик, и отстойник, и печь, и стеллажи. Привезли и несколько пачек итальянской глины.
- Хотелось, чтобы ученики поработали с этой глиной, - говорит Абдулвакиль Хамидуллин. – Мне и самому было интересно, как поведет себя это вещество при смешивании с нашей местной, обычной, глиной.     Итальянская глина фабричного производства, уже имеет в составе нужные добавки (присадки), то есть из нее можно сразу приступать к работе над изделием. Мы заказали и специальные ангобные краски для росписи по глазури. Ведь глазу гораздо приятнее, когда  готовые изделия расписаны в яркие цвета и рисунки.
Хамидуллин считает, что занятия развивают у детей мелкую моторику и усидчивость, учат видеть красивое в простых предметах. И на занятиях им объясняет, что гончарное ремесло требует чистых рук.
- Я им рассказываю, что глина – это не пластилин, - говорит мастер. - Пластилин – «временный», а если обжечь игрушку из глины, она будет вечной, пока ее не сломают или не разобьется.
Абдулвакиль Рахимьянович сейчас живет в селе Ломаты Дубенского района. В этом селе – его малая родина, здесь живет и его мама Кадарья апа. Хотя родился и вырос Хамидуллин  в Алтайском крае. С большим желанием мастер-гончар продолжает приобщаться к духовной стороне татарского народа, посещает уроки арабского языка, которые проводит имам мечети села Ломаты Раиль-хазрат Мусин. По словам Абдулвакиля Хамидуллина, в своих будущих работах  хочет использовать каллиграфическую красоту арабской вязи.

Альбина Давыдова