Отвечаем на вопросы читателей, которых интересуют проблемы развития татарской национальной культуры в Мордовии.

Известно, что посещаемость татарских национальных мероприятий в Мордовии является невысокой. С чем это связано? Может быть, с недостаточно активной работой татарских национальных общественных организаций? Или же сами татары Мордовии в массе своей не являются патриотами родной культуры?

Раися, Саранск

Об общественных организациях. В Мордовии никогда не было особо активных национальных общественных организаций татар – и это вполне нормально, объективно, закономерно. Татары Мордовии – у себя дома, это наша родная земля, родная республика. И она на государственном уровне для татар – как для своего коренного народа – делает многое из того, что нужно делать. В школах преподаются татарский язык и литература, на филологическом факультете Мордовского государственного педагогического института функционирует татарское отделение, отрыты музеи всех классиков татарской литературы, родившихся на мордовской земле, Сабантуй проводится как государственный праздник республики. Выходит правительственная газета для татар республики, на государственном радио звучит передача на татарском языке. Есть и проблемы национально-культурного развития, но республика всегда открыта для обсуждения и решения этих проблем.
Есть, конечно же, широкое поле деятельности и для общественных организаций, для энтузиастов, но общественная работа – дело добровольное. Общественная организация – не государственная структура, она не обладает административными ресурсами и полномочиями. Потому вряд ли следует от общественной организации слишком усердно ждать непосильных для нее действий. Эти организации нужны, но переоценивать их реальное значение и возможности не следует. Национальная жизнь татар идет своим естественным путем, в повседневном режиме. И нет необходимости нагнетать обстановку, вести пустые общественно-политические игры. И ведущие татарские общественные организации Мордовии, например, НКА «Якташлар»,  являются именно такими, какие отвечают современному умонастроению татар, они  солидарны с государством в реализации национальной политики.
Бывают и такие национальные общественные организации, которые становятся площадкой для пожилых людей, бывших начальников, желающих оставаться «на плаву». Но такие организации, как правило, не имеют поддержки у народа, который живет своей сокровенной национальной жизнью.
А то, что не слишком много татар приходит на те или иные мероприятия, тоже не драматично. Например, не было аншлага и 24 апреля на замечательном литературно-музыкальном вечере, посвященном дню рождения Габдуллы Тукая в Мордовском национальном драматическом театре, где трогательно выступил фольклорный ансамбль «Дуслык», где выступали другие исполнители. И в этом тоже нет ничего страшного. Не обязательно всем подряд любить фольклор. Те, кто любит фольклор, – пришли на вечер. А кто-то у себя в деревне или на дачном участке, занимаясь весенними хозяйственными делами, включает магнитофон (или сотовый телефон, или компьютер) с песнями блестящих профессиональных татарских исполнителей – и совмещает приятное с полезным, живет, так сказать, полноценной национальной жизнью. Кто-то с удовольствием смотрит передачи телерадиокомпании «Татарстан - Новый век». А кто-то – создает татарские ансамбли, которые появились уже во многих татарских селах Мордовии. Все эти люди – не меньше являются патриотами родной татарской культуры, чем те, кто активно посещает публичные мероприятия.
На том же литературно-музыкальном вечере энтузиаст татарской культуры, руководитель ансамбля «Дуслык» Рашида Алиевна Ипкаева сетовала, что недостаточно много людей собралось в зале. Ей, конечно, было несколько обидно, потому что она со своим коллективом готовилась к мероприятию, вложила в него душу, следовательно - хотела, чтобы было как можно больше зрителей. Позаботилась и о предварительной рекламе вечера. Но основной организатор мероприятия предприниматель и общественный деятель Шамиль Закариевич Бикмаев, судя по всему, хорошо понимал: не идут татарские массы на национальный фольклорный концерт – значит, татарским массам это не особо и нужно. Не только массам, но даже известным татарам, состоящим в руководящих структурах национальных общественных организаций. Бикмаев ждал их, лично обзванивал, приглашал, но многие из приглашенных не пришли на мероприятие.
Но и это – их личное дело. Самое главное в данном случае заключается в том, чтобы энтузиасты татарской национальной культуры, искренние общественники, настоящие активисты имели возможность проводить мероприятия и участвовать в них. А массовость ради массовости, когда на публичные национально-культурные мероприятия людям приходится идти по «разнарядке» или «по долгу», – уже отживающий фактор общественной жизни. Важно, чтобы в общественной сфере, в том числе – и на общественных национально-культурных мероприятиях были, прежде всего, те, кому это по-настоящему интересно и дорого.
А еще, на наш взгляд, было бы полезно, если бы в Мордовии было больше национально-культурных мероприятий для молодежи. Мусульманские организации свои молодежные праздники и конкурсы проводят достаточно активно, а вот светских молодежных татарских мероприятий у нас очень мало, если вообще они есть…

Румия Рамаева