Три татарских населенных пункта – село Новое Кадышево, деревни Вачеевка и Лобановка – входят в Большемордовско-Пошатское сельское поселение Ельниковского района.  Газета «Юлдаш» не раз рассказывала, какие гостеприимные, дружные люди – татары, мордва, русские – там живут, какая богатая история у этих сел. Сельчане очень  переживают за судьбу своей малой родины. Не теряют они оптимизма, надежды на лучшее, верят, что их села не исчезнут с карты.
Ведь у них, в Ельниковском районе, такие красивые места. Широкая Мокша, красивые луга, богатые леса. Конечно, летом в родные села приезжают  те, кто когда-то уехал отсюда, привозят своих внуков, чтобы хоть как-то они ощутили эту связь с родиной, с татарскими корнями. Зимой жизнь замирает, и тогда кажется, что нет здесь никого.
- Мы живем здесь дружно, нас не больше 70-ти человек, - говорит Кямиль Хусяинович Сухов, житель Нового Кадышева. – И наши женщины придерживаются активной жизненной позиции. Вот отправились  с наболевшими проблемами к главе администрации Ельниковского района Юрию Алексеевичу Бекишеву, который сегодня проводит прием граждан в здании сельской администрации в Мордовских Пошатах.  
Новое Кадышево – село небольшое,  но оно требует такого же благоустройства, как и другие, более крупные. Зима  в этом году прошла благополучно, снег на дорогах всегда чистили. А прошедшим летом по селу пронесся чуть ли не ураган, такая пыль поднималась, что ничего не было видно, остановку снесло, деревья поломало, получился бурелом. Все это надо привести в порядок.
Кямиль Хусяинович Сухов – уважаемый человек  в селе. Он, долгие годы проработав в Саранске, вернулся в родное село. Сейчас он имам сельской мечети, проводит все мусульманские обряды, причем не только в родных местах. Его приглашают и в другие города.
Год назад ездил проводить обряд имянаречения в Санкт-Петербург, где, кстати, проживает немало выходцев из Ельниковского района. Пятничные молитвы в сельской мечети не проводятся, а вот в религиозные праздники в мусульманском храме всегда многолюдно.
В Новом Кадышеве есть и свои старожилы. Старейшая его жительница – Сания Шакировна Богданова, родившаяся в 1926 году.  А вот из мужчин самые старшие – Халим Усманович Тенишев и Загидулла Кямялович Бахтияров, оба родились в 1934 году.
В деревне Вачеевка, расположенной на левом берегу Мокши, тоже есть свой имам –  Шамиль Ибрагимович Муратов, родом из Темниковского района. Сельчане гордятся своей красивой мечетью, в которой регулярно собираются на коллективные намазы верующие мусульмане.
В Вачеевке живут меньше 50-ти человек, живут своим домашним хозяйством. А иначе нельзя. У Муратова тоже свое хозяйство, держит  он и пчел. Работы  здесь нет, вот и «спасаются» скотиной: держат коров, овец, выращивают бычков, делают колбасу. Молоко, творог, сметану возят на рынок аж в город Первомайск Нижегородской области. Все единогласны: держать корову невыгодно, хлопотно и затратно. Вот так и остаются села без молочных рек.
Из трех татарских сел Большемордовско-Пошатского поселения лишь в Вачеевке есть свой постоянный магазин. Уже много лет в нем работает продавцом Фяридя Хасяновна Богданова. Также по селам три раза в неделю проезжает «автолавка» – название, оставшееся из советских времен, когда в отдаленные села ездила специальная машина с продуктами и товарами.
Живут в Вачеевке супруги Кремчеевы – Рашидя Тагировна и Алим Ханяфиевич. Рашидя Тагировна вспоминает, какой большой была Вачеевка несколько десятилетий назад.
- В селе жили около 600 человек, - рассказывает она. – И ведь школа в нашем селе работала. А теперь вот так нас мало осталось.
Они воспитали двух сыновей, да только, сетует она, редко приходится их видеть. Последний раз приезжали на Новый год. Оба, получив юридическое образование в Мордовском университете, уехали из родных мест. Один обосновался в Москве, другой – в Санкт-Петербурге. У Кремчеевых два внука – Тимуру – 14 лет, а младшему Ильясу – восемь месяцев. Рашидя Тагировна гордится, что Тимур, приезжая в гости к бабушке, посещает мечеть, учит молитвы.
Рашидя Тагировна Кремчева, закончив Краснослободское медучилище,  35 лет проработала медсестрой. Признается, как много тогда было работы: людей в округе было много, дети рождались.
- Обслуживала я и Старое Кадышево, деревню на другом берегу Мокши, где жило чуть большее 30-ти человек. Давно уже нет этой татарской деревни, - с горечью говорит она. – И не хотелось бы, чтобы такая участь постигла наши села. Летом, конечно, дачников много, все любуются нашими красотами. А что толку? Авыл тетел?.
Я вспомнила, как однажды в разговоре с жительницей одного небольшого татарского села моя собеседница с печалью в голосе произнесла: «Какое это страшное слово «вымирает». Так она говорила про свое село. К сожалению, такое можно сказать и про многие сельские населенные пункты – татарские, мордовские, русские.
Супруги Кремчеевы в  этом году отметят сорок лет совместной жизни. Свадьбу они играли в начале октября, когда были закончены урожайные хлопоты.
- Раньше ведь все было по-простому, - вспоминает Алим Ханяфиевич, долгие годы проработавший в колхозе инженером-механиком. – Мы – жених и невеста – жили недалеко друг от друга. Гостей собирали на свадьбу песнями на гармошке. Было много родни, друзей. На свадьбе пели много татарских песен.  И сейчас мы их не забываем.

Альбина Давыдова