Когда о России судишь по картинам саранского художника Степана Короткова, рисующего солнечный свет, то сердце наполняется гордостью за свою Родину и уверенностью в ее завтрашнем дне. А самое главное – Коротков будто спасает нас от беспросветности и бездны «Черного квадрата», не дает нашему сердцу погрузиться в эту бездну и пропасть в ней. Хотя, судя по триптиху «Памяти К. Малевича», на котором изображены три ярких, сияющих квадрата, Коротков благодарен Малевичу за то, что своей знаменитой картиной он заставляет других художников рисовать абсолют солнечного света, преображающего все без исключения, в том числе – и черный квадрат… Народный художник Мордовии Степан Федорович Коротков на фоне солнечного света изображает самые простые виды бытия: подъезды, дворы, переходы, вагон поезда, лестничные площадки, березовые веники в сарае.
В правой части триптиха «Свет в подъезде» утренним солнцем озарены выцветшие почтовые ящики. Будто до того, как в них окажутся газеты, туда уже поступили солнечные вести. О чем эти вести? Не о том ли, что нет и не должно быть в нашей жизни безысходности? И замечательно, что солнечные вести оказались в почтовых ящиках раньше, чем газеты с «чернухой» и «желтухой», с пессимистическими прогнозами о завтрашнем дне. И само творчество уникального художника Степана Короткова – весть о том, что свет не покинул Россию, что свет в России – повсюду, что солнечный луч, пронзая, соединяет на нашей земле древность и современность.
А время солнечным светом дописывает и творения. Какими-то по-особому воодушевленными, ожившими кажутся на картинах Короткова скульптуры всемирно известного мордовского ваятеля Степана Эрьзи, тоже нарисованные на фоне света, касающегося их.
Куда мы идем? На картине Степана Короткова «Идущий вверх по лестнице» в образе мужика, которого провожают солнечные блики, мне увиделся наш народ. Россия по-прежнему своей дорогой идет в сумерках истории, будто поднимается по лестнице неуютного городского подъезда, но в поводырях у нашей Родины – солнечный свет, который неизменно от Бога.
На картине «Саша уходит» мы видим выходящего со двора человека. Куда он уходит? Почему уходит? Вернется ли? Человек уходит, но в том месте, которое он покидает, остается свет. Так же, как только свет остается и там, откуда уходят народы, поколения, эпохи…  
Видеть Россию светлой – значит, поддерживать ее. Речь не о том, чтобы безоглядно ее идеализировать, слепо ею восхищаться. Главное – и проблемы, и болезни России видеть при свете, а не в гнетущем сумраке черного квадрата, оценивать их не осуждающе, а доброжелательно. Тогда свет навсегда останется на нашей улице! И в политике только доброжелательная оппозиционность может способствовать созиданию. Творчество – экономическое, политическое и культурное – возможно лишь при свете. Тогда Россия навеки останется единой, скрепленной солнечной любовью своих народов. Коротков изобразил отражение солнечного света на разбитом стекле. Стекло разбито, но свет един. Не духовный ли свет собрал воедино и нашу многонациональную страну, склеил ее из окраин? Не единый ли свет объединил на нашей земле многие религии, ныне гармонично сосуществующие?
Художник Степан Коротков, которого, кстати, связывают самые добрые отношения с художниками-татарами Маликом Ямбушевым и Хафизом Бикбаевым, вырос в деревне, в многодетной мордовской семье в Ковылкинском районе. С детства видел сияние полей. Должно быть, и свет он привез из деревни, где его больше, чем в городе. И пучок трав на его картине «Сухие травы» тоже, должно быть, в свое время сорван на деревенском лугу. Кто-то привез этот пучок в город, повесил на стену, где эти травы и отыскал солнечный свет, который взращивал их и лелеял на далеком лугу. Свет на картинах Короткова пахнет сухими травами родных лугов.
Так и нас не оставляет свет великой истории нашего Отечества, и нас она касается немеркнущим светом побед. Лишь благодаря этому нас и не может поглотить бездна, которая однажды была многозначительно явлена в образе черного квадрата. Небесный свет, вымоленный культурой и бытием России, не дает ей превратиться в черный квадрат, несмотря на то, что и много трагедий случается в ее истории.

Камиль Тангалычев