В подготовительной группе детского сада комбинированного вида № 22 города Саранска занятие уже закончилось, теперь тишина сменилась ребячьим гамом – дети собираются на прогулку. Воспитатель Тамиря Хакимовна Ерзина внимательно следит за своими воспитанниками, чтобы они не забыли завязать шарфы, надеть варежки: мартовская погода еще не балует весенним теплом.  А тем, кто не справляется с непослушными шнурками или замочками-молниями, конечно, она помогает.
- Мои детки в группе – очень хорошие, я их всех люблю, - говорит о своих воспитанниках Тамиря Хакимовна. – В нашей профессии нужно не только любить детей, но и уважать их как личность, как маленького человека со своими интересами и потребностями. И тогда ребенок  к тебе потянется. Они, видите, какие – веселые, озорные, интересные. Иногда кого-то приходится и пожурить, и строго поговорить, но чаще – похвалить. И с детьми никогда не заскучаешь.  
На улице дети сначала увлеченно играли в «уголки», но мальчишки так и норовили улизнуть из игры и пройтись по луже: с ребячьей точки зрения это гораздо познавательней! Четверо малышей лепили из выпавшего ночью снега маленькие фигурки зверюшек. А одна из девчонок по секрету мне сообщила: «А я нашла логово воды!» Удивительно, как дети находят необычное в самых обычных явлениях. Нам, взрослым, этого уже не понять.
Прогулка длилась недолго, а наш разговор продолжился уже в группе.  Детский сад № 22 состоит из двух корпусов, в одном из них расположились группы компенсирующего вида для детей, страдающих глазными заболеваниями.
- В моей группе 19 девочек и мальчиков, и все они из разных микрорайонов Саранска, - рассказывает Тамиря Ерзина. – У детей ослабленное зрение и нарушения зрения, поэтому с ними мы занимаемся по специальной программе. Это организация коррекционных упражнений по компенсации зрительной недостаточности на занятиях по разным видам деятельности. Такая работа проводится, конечно, в тесной взаимосвязи с нашим педагогом-дефектологом. Медсестра утром делает назначения каждому ребенку, связанные с его зрением. Обязательно раз в неделю глазки проверяет врач-офтальмолог. Наша задача в том и состоит, чтобы дети к школьному возрасту максимально поправили свое зрение. И радует, что оно у них улучшается.
В группе мои маленькие друзья показали мне «уголки», обустроенные для различных занятий и игр, для них есть и небольшая библиотечка с любимыми книжками.
- Многие из моих деток уже умеют читать, - гордится своими воспитанниками Тамиря Хакимовна. – Мы также организовываем коллективное чтение сказок вслух. Это дисциплинирует детей, учит слушать и понимать текст, не отвлекаться. Конечно, наши занятия мы обязательно чередуем со зрительной гимнастикой для глаз, которую полезно делать и тем, у кого хорошее зрение.
Кстати, на одной из стен приклеена специальная змейка, ведя по которой глазами, ребенок в форме игры укрепляет зрение.
Общаясь с детьми, в очередной раз понимаешь и осознаешь, насколько дети открытые и доверчивые существа, поэтому нам, взрослым, надо беречь и охранять их от всего, что может навредить их чистым душам.
Вот с Юрой мы разговорились еще на прогулке. Он мне рассказывал о своих игрушках, о том, как он любит собирать что-то из деталей конструкторов.
- Вы знаете, какой у меня танк есть, я сам его сделал! – похвалился мальчик.
А чуть позже в группе Юра показал мне танк, который он собрал и уже уверенно говорит: «Конечно, я буду изобретателем».
И вот уже чуть ли не каждый из дошколят наперебой показывает аппликации и рисунки, говорят о своих увлечениях и достижениях. Вероника так и сообщает: «Я спортсменка, люблю кататься на лыжах с горы». Глеб – каратист. У Ани есть блокнот с ключиком с «девчачьими» тайнами. А еще говорят, что она хорошо рисует и поет.
Тамиря Хакимовна Ерзина родилась и выросла в Саранске, «родительские» корни – из Лямбирского района.  После окончания одной из городских школ Тамиря поступила в Мордовский госуниверситет имени Н.П. Огарева. Получив диплом по специальности «романо-германские языки и литература», как признается Тамиря Хакимовна, работу по специальности преподавателя французского языка найти не удалось. Все ее педагогические знания пригодились в детском саду. Она вышла замуж, вместе с мужем они воспитали двух сыновей-двойняшек – Марата и Рената.
- Сейчас они взрослые, самостоятельные, - рассказывает Тамиря Хакимовна. – Оба отслужили в армии, закончили промышленно-экономический колледж, потом получили высшее образование.
Тамиря Хакимовна Ерзина – воспитатель высшей квалификационной категории, ее педагогический стаж  в системе дошкольного образования  почти 28 лет, награждена Почетной грамотой Министерства общего образования и науки России. Она признается, что ради любопытства как-то хотела подсчитать, скольким воспитанникам она дала «образование» в детском саду? Сделала вывод: многим!
- Сейчас уже мои первые воспитанники приводят своих детей, - говорит Тамиря Хакимовна. – И это очень приятно. В нашей деятельности работа продолжается и дома: изучать методическую и педагогическую литературу, даже медицинскую, словом, заниматься самообразованием. Раньше я любила вязать разные вещи для членов своей семьи, но еще больше – любила шить. Эти увлечения сошли на нет, но сейчас мне нравится находить и фотографировать что-то интересное и любопытное даже с балкона своей квартиры: вижу – дятел сидит или луна необычно светит на небе. Вот так, вместе с малышами, и я изучаю окружающий нас мир.

Альбина Давыдова