Ситуация вокруг преподавания языков в Татарстане приведена в соответствие с нормами федерального законодательства. Это добровольно сделано органами власти региона в тесной координации с федеральными структурами, считает президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко:
«Ранее по этому пути прошел уже ряд национальных республик (Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия). Однако в Татарстане этот вопрос приобрел несколько большую остроту в силу исторических причин. В ельцинские времена татарстанским элитам удалось выбить себе особые условия. Для руководства республики в 90-е годы языковая политика была инструментом торга с федералами и выстраивания этнократического протогосударства, а также создания суперлояльного слоя национальных элит. Однако после прихода на пост президента РФ Владимира Путина этот курс уже не имел перспектив.

Поэтому процесс выравнивания прав и обязанностей регионов, начатый еще в начале 2000-х годов при участии тогдашних полпреда президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко и главы Татарстана Минтимера Шаймиева, шел постепенно и эволюционно, но неотвратимо.
История вопроса и матчасть: в законодательстве РФ прописаны русский язык как государственный, государственный язык субъекта Федерации (в некоторых регионах их несколько), родной язык (это именно родной язык конкретного школьника, а не язык республики, где он живет).
Проблемы в системе образования Татарстана возникли с несколькими аспектами: ограничение возможностей изучения русского языка, несоответствие объемов его преподавания рекомендациям Минобразования; неправомерное отождествление государственного языка субъекта Федерации (татарского) и родного языка; отказ от соблюдения принципа добровольности изучения татарского языка, давление на детей и родителей других национальностей.
В чем суть изменений: гарантирован объем изучения русского языка (не менее 5 часов в неделю) в рамках обязательной программы; прописана возможность изучения татарского языка как государственного языка субъекта Федерации в рамках вариативной программы (2 часа в неделю) на добровольной основе по заявлению родителей. Кроме того, ученики и родители могут выбрать еще 2 часа языка для факультативного изучения в качестве родного. То есть общий объем – до 4 часов в неделю. Вполне достаточно. При этом мы не должны забывать, что вместо 2 часов языка в вариативной части учебного плана родители могут выбрать не только язык (родной либо государственный), но и любой другой учебный предмет: МХК, физическая культура либо углубленное изучение, например, математики.
И еще один момент, немаловажный: ведь и в предметной области «Родной язык» родители вправе определить не только государственный язык республики (например, татарский), но и любой другой: тот же русский, башкирский , марийский и т.д., любой язык народов РФ. К сожалению, в ряде республик об этом праве родителей часто забывали.
Естественно, что в федеральном центре понимают политические сложности, которые могли возникнуть в связи с языковым вопросом у главы Татарстана Рустама Минниханова в отношениях с этнократической частью региональной элиты. Поэтому деятельность по коррекции регионального законодательства осуществлялась под руководством полпреда президента РФ Михаила Бабича, который тем самым элегантно вывел Минниханова из-под удара. И это хороший сигнал для президента Татарстана. Значит, Кремль делает на него ставку и предпринимает усилия по укреплению его позиций. Видимо, ставкой на Минниханова как фактор стабильности в республике обусловлена и негласная поддержка новых образовательных стандартов со стороны зубров татарстанской политики – Минтимера Шаймиева и Фарида Мухаметшина.
Дополнительные очки заработал и Михаил Бабич, который оперативно решил в Приволжском федеральному округе важнейшую задачу, поставленную президентом.
Резюме: выработан принципиальный подход к решению серьезной проблемы в системе образования, которая негативно влияла на конкурентоспособность учеников как русской, так и титульных национальностей в нацреспубликах. Обеспечено единое образовательное пространство страны.
Если говорить об итогах третьего президентского срока Владимира Путина, то могу предположить, что из фундаментальных решений запомнятся: присоединение Крыма, возвращение России в активную политику на Ближнем Востоке и восстановление прав русского языка»