Вот и наступил Новый 2013 год! Позади все праздники, елки и подарки. Больше всех ждали и веселее всех отмечали этот праздник, конечно, дети.
Новогодние представления в театрах республики начались с 20 декабря. А 10 декабря в районах Саранска появились нарядные зеленые красавицы-елочки, с этого времени можно было наблюдать за тем, как их наряжают. Праздничное убранство Советской площади города было завершено 15 декабря. Все это мигающее и переливающееся огнями и гирляндами, блестящими шарами и всевозможными игрушками великолепие приводило малышей в восторг. Маленькую Самиру Исхакову вместе с ее мамой Алисой я встретила в фойе Национального театра накануне праздника. Они пришли на новогоднее представление в первый раз. Девочка была немного смущена и напугана большим количеством людей, но увидев вокруг девочек в красивых, как и у нее самой, платьях и мальчиков в карнавальных костюмах, успокоилась и стала с интересом их рассматривать. Думаю, она с удовольствием посмотрела спектакль, поводила хороводы с Дедом Морозом, получила кучу подарков к празднику от родных и близких, и теперь с нетерпением ждет следующего Нового года. Дети, которые чуть старше Самиры, но еще не ходят в школу, ждали в этот праздник настоящего волшебства, ведь большинство из них искренне верит в существование Деда Мороза и в то, что он, например, прочитав их письмо, обязательно подарит желанную игрушку или осуществит заветную мечту. Он придет к ним на утренник в детский сад, подарит сладкие подарки и ласково погладит по голове. Для них именно так все и произошло, праздник удался на славу.
Однако некоторые современные малыши живут весьма простыми и реалистичными представлениям. Например, Салават Баляев, которому нет еще и пяти лет, уверенно утверждает, что Дед Мороз, конечно, существует, но он подарил ему на праздник игрушку, которую купили родители.
- Ведь он Дед Мороз, а не олигарх, откуда у него столько денег, чтобы купить игрушки всем детям, - говорит мальчик.
А четырехлетняя Амина Сюбаева искренне верила в Деда Мороза, пока тот не пришел к ней домой, поздравить с Новым годом в папиных ботинках и свитере, выглядывавшем из-под «дедовской» шубы. Девочка не хотела верить, что родители ее обманули, а потом, сложив все «за» и «против», пришла к выводу, что ее папа – помощник Деда Мороза, ведь тот просто не успеет один обойти всех детей лично.
Шумно и весело проходили профсоюзные колхозные елки в далеком советском прошлом в татарских деревнях и селах нашей республики. Дети доярок, механизаторов, комбайнеров, телятниц и других работников колхоза собирались в сельском клубе и водили хороводы вокруг елки, украшенной стеклянными игрушками, в числе которых были космонавты, ватные зверушки, звезды, початки кукурузы и многое-многое другое. Мальчики и девочки рассказывали заготовленные стихи на родном татарском языке.
Сейчас в селах елки, в основном, проводятся в школах. Лесная красавица устанавливается, как правило, в актовом или спортивном зале. Ученики сами готовят театрализованное представление, наряжаясь в костюмы Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги и даже Шурале, а также других сказочных персонажей. Эти мини-спектакли могут посмотреть ученики младших классов, учителя и родители. К сожалению, услышать на новогодней елке стихи на татарском языке сейчас можно все  реже.
Тихо, скромно, без хлопушек, фейерверков и главного атрибута Нового года – елки отметили праздник, наверное, только дети из мусульманских семей. Ведь мусульмане живут по лунному календарю, и новый 1434 год по хиджре для них наступил уже в ноябре.

Эльвира Байбекова