В Казани состоялся II Всероссийский форум татарских краеведов. В форуме приняли участие 274 делегата из 35 регионов России.  Мордовию представляли заместитель министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела республики Альберт Борисович Сявкаев,  муфтий Центрального духовного управления мусульман РМ, директор Исламского культурного центра, заместитель председателя Правления Региональной национально-культурной автономии татар РМ «Якташлар» Фагим Фатихович Шафиев, члены РНКАТ РМ «Якташлар»  - учитель Пензятской школы Рауза Мукаддясовна Юмаева и учитель Тат.-Тавлинской школы Лямбирского района Танзиля Юсифовна Секаева. Со словами приветствия к делегатам и гостям пленарного заседания обратился председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров. По его словам, краеведческое движение должно развиваться: «Мы называем это действительно движением. Это то начинание, которое из года в год должно развиваться. Изучение истории родного края, истории родного села в особенности имеет очень важное значение. За это дело берутся учителя, предприниматели, музейные работники, историки. И их начинания непременно должны поддерживаться. Если мы не будем изучать нашу историю и не передадим ее будущему поколению, то и будущего у нашего народа не будет. И если написанные книги не дойдут до общественности, то и работа в этом направлении не будет иметь смысла».
В Татарстане и некоторых других регионах татарское краеведение развивается: выходят книги о татарских населенных пунктах, исследователи получают материальную и моральную поддержку. Однако татарское краеведческое движение в Мордовии пока, к сожалению, развито слабо. У нас нет изданий о татарских селах и деревнях республики, хотя все они имеют богатую и самобытную историю. Многие из татарских населенных пунктов исчезли или угасают, но было бы обидно терять их из нашей памяти. Во многом схожа, но в то же время по-своему уникальна история татарских сел Лямбирского, Торбеевского, Атюрьевского, Рузаевского, Ельниковского, Зубово-Полянского, Ромодановского и Темниковского района – родины татарских мурз и князей. Неповторима история села Ломаты Дубенского и села Татарский Умыс Кочкуровского районов.
Занимаясь изучением истории татарских сел, важно не упустить время. Ценно расспросить об истории села старожилов, которые еще помнят, почему тем или иным улицам, например, села Пензятка Лямбирского района, дали простонародные названия «Янган оч», «Ахын очы» и другие. Именно старожилы помнят и могут рассказать о важных фактах и событиях, которые произошли на территории их села.
Татарская историческая тема время от времени исследуется отдельными учеными нашей республики, некоторая информация о татарах и татарских селах публикуется в книгах, посвященных районам, но пока нет основательного научного труда по уникальной и содержательной истории татар Мордовии в целом.
Тем не менее, некоторая краеведческая работа в татарских селах все же ведется. И занимаются этой работой в основном педагоги. Именно в школах накоплен наиболее содержательный материал по истории татарских сел, собраны данные о жизни людей. Одним из наиболее увлеченных и активных татарских краеведов Мордовии, например, является учитель Алтарской школы Ромодановского района Наиль Хайдарович Исхаков, чьи материалы публикуются и в газете «Юлдаш».
Известный казанский ученый, доктор исторических наук Дамир Мавлявеевич Исхаков, который как этнолог побывал в 527  татарских деревнях, отметил на форуме краеведов, что должна быть государственная программа по изучению истории татарских деревень. По словам ученого, «мы должны писать о местной истории – о национальных традициях этих мест, об историях мечетей, о том, как наши деды и прадеды жили, вплоть до местных святых».
Потому важно стимулировать краеведов-энтузиастов из числа татар Мордовии, научно координировать их работу, оказывать им материальную и организационную поддержку. Ценно воспитывать и новых краеведов из числа молодых людей, не равнодушных к прошлому и настоящему своего края, к истории своих предков.
Но энтузиастам вряд ли можно обойтись без заинтересованной поддержки сельских и районных администраций, а также татарских общественных организаций Республики Мордовия. Был бы полезным и материальный вклад предпринимателей в краеведческое дело. История родного края – наше общее национальное достояние, потому очень важно сохранить ее.