Наверное, у каждого татарина и татарки, живущих в Саранске и других городах республики, есть связь с деревней, так называемая малая родина. Какой-то небольшой населенный пункт, где живут родные и близкие люди, где есть хорошо знакомые с детства места, где, возможно, вы росли и учились, куда ездили на летние каникулы. Ведь большая часть поколения наших родителей, которые сейчас живут и работают в Саранске, имеют здесь постоянное жилье, родом из различных татарских сел республики. Да и поколение тех, кто уже родился в столице Мордовии, тоже не теряет связь со своими бабушками и дедушками, живущими в районах республики. Поэтому зачастую, знакомясь с коренным горожанином, мы задаем, казалось бы, странный на первый взгляд вопрос: «Син кайсы авылдан?» (Из какой ты деревни?). И очень радуемся, когда встречаем «односельчан». И это правильно, хорошо, что мы не являемся людьми, не помнящими родства, поддерживаем связи с родственниками и родным селом или деревней, даже проживая далеко оттуда. Да и как иначе? Разве можно перестать навещать родителей, бабушек и дедушек? Конечно, нет. Естественно, если село находится недалеко от города, например, Пензятка, Щербаково, Кривозерье, Татарская Тавла, Аксеново, Черемишево Лямбирского района, Белозерье Ромодановского района, Татарская Пишля Рузаевского района, уроженцы этих мест имеют возможность чаще приезжать туда. Чаще всего в родном селе проходят практически все их выходные, особенно весной и летом в сезон работы в огородах и садах, а некоторые приезжают справиться о здоровье родных и посреди рабочей недели. Если припозднишься, можно заночевать у родителей и утром оттуда отправиться на работу, ведь дорога даже на пригородном автобусе занимает немного времени: от 15-20 минут до получаса. Если же села и деревни расположены в отдаленных районах республики, как-то Митрялы и Большое Татарское Караево Темниковского района, Нижний Пишляй и Усть-Рахмановка Атюрьевского района, Акчеево и Новое Кадышево Ельниковского района, посещать родные места так часто, как хотелось бы, к сожалению, не получается. Некоторые стараются съездить к близким хотя бы раз в месяц, а другим удается это сделать только 4-5 раз в год. Расстояние не может не играть роли в наше время, когда каждый загружен работой, домашними делами, и целыми днями кружится, как белка в колесе. Конечно, если хотя бы у кого-то из членов семьи есть автомобиль, то дело существенно упрощается. Но если представить себе, что добираться придется автобусом с несколькими пересадками, что занимает порой больше половины дня, действительно задумаешься, стоит ли ехать, если у тебя всего один выходной. Дорога попросту его съест.
Однако когда дело касается вопросов духовных, или религиозных, все сомнения отметаются сами собой. Горожане, ставшие счастливыми родителями, для проведения обряда «имянаречения» стараются пригласить муллу именно из своего села. На коллективные намазы во время двух священных мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам мужчины приезжают в мечети родных сел, даже из Москвы и других городов России, не говоря уже о Саранске. Во время празднования Курбан-байрама жертвоприношение также совершается в родном селе, да и мясо жертвенной овцы раздают пожилым людям там же.
Кроме того, умерших в городе родственников также в основном хоронят на сельских кладбищах в родных местах. Многие и поминки проводят в отчем доме, ведь старенькие родственники и соседи вряд ли смогут самостоятельно приехать в город, чтобы отдать дань памяти усопшему. Это создает еще одну невидимую ниточку, которая крепко привязывает нас к селу. Ведь посещать могилы предков – святая обязанность каждого уважающего себя человека.
А кто из городских детей, кому сейчас чуть больше или чуть меньше тридцати, не помнит, как ждал летних каникул, чтобы отправиться на три счастливых месяца в деревню к бабушке и дедушке. Никакой пионерский лагерь, а порой и поездка на юг к морю не могли сравниться с этим периодом раздолья, парного молока и свежего хлеба, посыпанного крупной солью. Зачастую только там, в деревне, послушав родную речь из уст окружающих, появлялось желание и возможность поговорить по-татарски.
Походы в лес за ягодами, грибами и орехами, рассказы деда - о войне и бабушки - о тяжелом времени работы в тылу, игры с соседскими ребятишками, которые могли оказаться из любого города нашей страны, прогулки допоздна, которые в городе были под запретом, первая любовь и встречи возле сельского клуба и много еще чего интересного и хорошего из детства, что не дает нам забыть о родном и любимом селе, даже если мы там не родились.
А наши родители, встречая на улицах родного села одноклассников и друзей детства, вспоминают свою молодость, школьные годы, озорство на уроках и работу на колхозных полях, и много еще такого сокровенного, о чем, возможно, никогда не расскажут даже своим детям. Может быть, это какой-то важный разговор на берегу реки или на пригорке у леса, который виден из окна родного дома, или коробочка с чем-то очень дорогим сердцу на чердаке, а может, просто память о любимой собаке, с которой игрался в детстве, или отцовской лошади, которую водил на водопой.
Эта незримая нить, связывающая горожан с деревней, иногда становится тоньше, но все равно тянется за нами до самого конца, ведь если ты забыл о своих близких и родном селе, это не значит, что забыли и о тебе. Судьба готовит для нас различные испытания, жизнь бросает из стороны в сторону, но родное село, родной порог отчего дома всегда тянет и зовет, любит и ждет.

Эльвира Байбекова