Во время буйного цветения сирени на саранских улицах мне вспомнились картины художника Хафиза Бикбаева, на которых тоже изображена сирень. Можно ли на холсте написать сирень лучше, чем она есть у самого художника-природы? Чем особенна сирень у Бикбаева? И чем неповторимы подсолнухи у Ван Гога? Чем уникальна рожь у Шишкина? Чем необычны прилетевшие весной грачи у Саврасова?.. Хафиз Ибятуллович Бикбаев, уроженец татарского села Инят Лямбирского района, член Союза художников России, заслуженный работник культуры Мордовии, рисует малую родину. Эти неприметные, на первый взгляд, места изображены – именно как родина людей, потому они и преображаются на картинах, потому они и притягательны для зрителя. Так же притягательны изображенные художником сирень, пионы, ромашки, колокольчики, нарциссы, деревянные дома среди старых зеленеющих деревьев, озеро, яблоки на столе, одинокая женщина возле окна, дощатый мостик над речкой, хлебное поле, тарелка с ягодами на подоконнике, подсолнухи, листопад, река Сивинь, полевая дорога, устремленная к горизонту, колодец среди цветущих кустов возле дома. Художник изображает мир – дорогим для человека, живописно воплощая свою лирическую нежность к этим местам и к этим предметам, свою светлую грусть и теплую тревогу.
Вот картина «Тишина», включенная в альбом, который вышел к 80-летию Союза художников Мордовии: отец с дочерью на лодке перевозят сено через реку. Плеск воды под веслом будто слышится с картины. А сама вода чистая, сияющая. Бикбаев любит рисовать чистую воду, а в образе чистой воды изображает чистоту души и помыслов. И лодка, и люди, и копна сена, и небо, и зеленый берег, и само быстротечное лето отражаются в воде. Космос рядом. И холодный, далекий и вроде бы безразличный космос становится на холсте Бикбаева – теплее, ближе и добрее к этой тихой земле. Кажется, и луна с какой-то любовью освещает речную воду, протекающую мимо тихой деревушки – родины простых и добрых людей. Земля-родина на картине соединяется с небом через сияние. Будто целая повесть судьбы простых деревенских людей, соединенных с одухотворенной природой, потому и неизменно красивых в своем естестве, умещается на этом холсте. Кроме того, это уверенно взаимодействующие с природой люди: нелегко на лодке перевозить сено, здесь нужны и осторожность, и сноровка, и взаимопонимание с водой как с другом. А сам сюжет Бикбаев случайно увидел на реке Мокше во время творческой поездки на родину Народного художника Мордовии Федота Сычкова – в селе Кочелаево Ковылкинского района.
А сюжет для картины «Одиночество» Хафиз Бикбаев, умеющий замечать неповторимое в обыденной жизни, нашел совсем рядом. Художник изобразил свою тетю – пожилую женщину-татарку, читающую Коран у окна при солнечном свете. В это время будто еще светлее становится за окном, и еще ближе становятся человек и природа, которым непременно предстоит слиться воедино...
Мне близок мир, который изображает Хафиз Бикбаев; он, можно сказать, изображает и мое детство, связанное с такими же природными и тихими местами. Букет сирени в простой банке с водой на подоконнике деревенского дома – это, конечно, совсем другая сирень, чем на саранской улице. Будто это я много лет назад поставил сирень в банку из-под молока или вишневого варения. Такая сирень неувядаема! Будто и в мое давно ушедшее детство сумел заглянуть художник, как и в сокровенную пору многих других людей. Вот утомленная лошадка, впряженная в сани, стоит возле дома. На этой картине будто мой отец, как бывало раньше, зимним днем приехал с колхозной фермы домой на обед...
Рожь Шишкина, подсолнухи Ван Гога, грачи Саврасова, сенокос Пластова, заросший пруд Поленова, лесная тропинка Крамского, бурьян Куинджи, цветущий огород Сычкова, половодье Левитана, сирень Бикбаева – художественно сродни. И в этом нет никакого преувеличения, потому что вся настоящая живопись непременно перекликается во времени и в пространстве. Каждый настоящий художник – и в Москве, и в Риме, и в Казани, и в Париже, и в Саранске – непременно слышит эту перекличку. И мальвы на саранской улице, нарисованные Хафизом Бикбаевым, сродни мальвам в саду, изображенным французским живописцем Клодом Моне, чье творчество давно интересует Бикбаева.
Картины Бикбаева выражают соединенность его «малой родины» со всей Вселенной, следовательно – передают единство времен и человечества. И встречающийся татарский колорит на этих картинах становится общечеловеческим. И даже ночь на родине, написанная художником, светла не только от луны, но и от радости самой земли, которая и в глуши лесной не покинута огромной Вселенной. Сама земля-родина, если даже где-то она покинута людьми, остается радостно живой, источает свет и днем, и ночью, а сирень, выполняя волю земли, восторженно цветет и возле тех домов, где, возможно, уже никто не живет. Художник стремится к тому, чтобы его картины несли людям свет и доброту, притягивали зрителей своим теплым сиянием. Этому он старается учить и своих воспитанников в Саранской детской художественной школе №2.
Простую, но сокровенную правду о земле рассказывает лирический живописец, участник республиканских, региональных, всероссийских и международных выставок, выпускник Казанского художественного училища, ученик Народного художника России Ильдара Зарипова Хафиз Бикбаев. Его произведения хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи и в частных коллекциях России, США, Франции, Финляндии. У него состоялись две персональные выставки в Саранске – в 1995 и 2014 годах. И даже простая правда о земле под кистью мастера всегда нова. И «Хмурый день» – радостная новость, и «Майское утро», и «Цветущая яблоня», и «Мальвы во дворе», и «Зимняя дорога», и «Шиповник в корзине», и «Мокша близ Темникова», и «Вечер на Волге».
А над чем сегодня работает художник Бикбаев? Он постоянно создает этюды, стремясь удержать в красках как можно больше неповторимых мгновений. Особенно увлекают его красочные мгновения цветения и увядания природы. Некоторые этюды потом перерастают в полноценные картины. Хафиз Ибятуллович, создавший нынешней весной еще несколько картин с любимой с детства сиренью, сейчас пишет женщину с коромыслом, несущую воду из родника. Тема родниковой воды, то есть тема чистоты и первозданности, неисчерпаема в искусстве. Неисчерпаема в искусстве и тема света. Живописец пишет и другую картину: мальчика, распахнувшего сени в дедушкином доме и встречающего солнечное летнее утро...

Камиль Тангалычев