Намного помолодело и раз в пять прибавилось численно население старинного татарского села Старое Аллагулово, что в 45 километрах от райцентра Ковылкино и в 25 километрах от соседнего Торбеевского района. И совсем близко от Атюрьевского района. Потому так много было гостей из татарских сел и деревень, разбросанных по всей Мордовии, на сельском празднике. У этого села богатая история. Как свидетельствует актовый документ от 1651 года, село это основано в первой половине 17-го века служилыми татарами. Повстанческий отряд под руководством Мусея Ишмаметова из села Старое Аллагулово участвовал в крестьянской войне 1773-1775 годов.
Празднование дня села, подготовленное сельским культорганизатором Наилей Пугачевой, получилось радостным и веселым, хотя пришлось услышать немало ностальгических ноток от жителей Старого Аллагулова. И я не могу молчать о них. Раньше часто приходилось здесь бывать и писать о колхозе «Трудовик», переименованном позже в честь известного писателя-земляка Абдурахмана Абсалямова.
Это село и малая родина другого известного уроженца Мордовии - Героя Советского Союза Алимкая Абдершина. Вместе с ним защищать Родину в лихую годину от немецко-фашистских захватчиков много староаллагуловцев ушли на фронт в 1941-1945 годах. Имена 70-ти из них в Книге памяти, а вместе с деревней Ивановкой - 104 земляка погибли в жестоких боях с врагом. В центре села - памятник солдату, взгляд которого устремлен в будущее, напоминая молодому поколению, как дорог мир на земле. А за спиной - заброшенный, без окон и дверей Дом культуры, в котором вчера кипела жизнь. Сегодня, 27 июля, повезло организаторам праздника с погодой, когда все веселье выплеснулось на улицу. Напротив здания бывшего сельсовета радовался народ выступлению артистов из районного ДК, Паньженского клуба, играм и забавам, которые проводила Наиля Пугачева, надев (единственная) татарский национальный костюм.
Сегодня на родине А.Абсалямова и А.Абдершина проживает 86 человек, в начале XXI века здесь насчитывалось более 180 жителей. И сельсовет был свой, и школа была своя, а сейчас всего два ученика в селе, которых возят учиться в Рыбкинскую СОШ. В период так называемой оптимизации утрачен Старым Аллагуловым статус сельского поселения, теперь село переведено в Большеазясьское сельское поселение.
Диву давался, откуда столько молодежи, детишек малых собралось на сельской улице? Оказывается, на лето понаехали. К родителям и бабушкам, которые не бросают родные гнезда, куда и слетаются птенцы со всех городов и весей. Пока поют и пляшут люди под жизнерадостную музыку, решил поспрашивать молодых и пожилых жителей Старого Аллагулова, чем живут и дышат.
Вот сидит сельский старожил Розалия Алиевна Духонкина с двумя молодыми красивыми внучками Эльвирой и Римой. Знакомимся. Оказывается, семья из многодетных. Трое детей у бабушки Розы, пятеро внуков Дамир, Диляра, Рима, Альбина, Эльвира, а еще три правнука - Эдиль, Эмилия и София. Четыре поколения на празднике. Однако закончится лето - все семейство вместе с бабушкой покинет малую родину и опять в Москву на жительство. Родовое гнездо с осени - на замок.
Камиль Халимович, тоже Духонкин, по соседству живет, тепло отзывается об этой семье. Муж Розалии Алиевны Фярид Загидуллович работал в колхозе комбайнером и трактористом, рано умер, одной жене пришлось поднимать на ноги детей - Гульфию, Райсю, Амира. Выросли дети, в Москву подались. И мать забрали. Дом отчий поддерживают, на лето в деревню приезжают отдыхать, свежим воздухом подышать. Жалеют, что плохо с дорогой, работы тут нет, школу закрыли.
- Механизатором и комбайнером на уборке работал в колхозе, двое детей у меня - Руслан и Ильдус, жена Венера почтальоном работает, сам на инвалидности, кур держу - вот и вся живность, - рассказывает о себе Камиль Халимович. И тут будто прорвало его. Вся боль душевная - наружу.
- Хорошо ведь жили. И работа была. А потом все разобрали и разграбили, технику растащили. Дети - кто куда разъезжаются. В Москве, в Пензе мои сыновья, а могли быть здесь, на земле трудиться, за нами, стариками, приглядывать. Вон сколько детишек на улице веселятся - на сердце радостно. Нельзя малую родину забывать, тут корни предков наших, земля отцов, - пытался все выговориться собеседник, поглядывая на Назирю Хамидулловну Салабаеву, три десятка лет проработавшую парторгом и главой сельского поселения. Она и сегодня пользуется авторитетом у односельчан.
Назиря Хамидулловна называет имена механизаторов и животноводов, которые своими делами прославляли село и хозяйство, самых старых и уважаемых людей. Ханифе Усмановне Чернышовой 92 года. Мяйсяре Абубекаровне Ханиковой в мае исполнилось 90. Она всех односельчан хорошо знает, ибо прожила с ними не один десяток лет, за многих хлопотала, звания ветерана добивалась. «Вот только про себя забыла, никаких льгот и наград», - тихонько вздохнула Салабаева.
Продолжаем знакомство с участниками праздника села. Зульфия Сайфутдинова тоже из Москвы.
- Тут моя родина. Свой дом построили на бабушкином родовом месте. Муж из Казани, дочка Диана у нас. Хорошо здесь, воздух, природа. Инфраструктуру надо создавать для людей, рабочие места, тогда народ задержится в селе, сюда обратно потянется. Дороги хорошие нужны. На дворе 21-й век, а мы будто застряли в19-м, - сокрушается Зульфия.
Узнав о празднике в селе Старое Аллагулово, многие семьями приехали на своих автомобилях из татарских сел Большой Шуструй и Усть-Рахмановка Атюрьевского района, из Татарских Юнок Торбеевского района, из Ковылкина и Темникова. Тянет земля родная.
Подходим к торговой палатке. 36-летний Омит Абдуршин с супругой Гулей разложили ивановский текстиль, к которому приглядываются земляки, примеряют и прицениваются, покупают.
- Сам я из Старого Аллагулова. После школы в Москву подался, а потом опять - ближе к деревне потянуло. Двое детей у нас: дочь Амина, 5 лет, и сын Ильяс, ему 3 года. Как идет бизнес - не жалуемся. Второй год продаем ивановский текстиль - жена больше этим занимается, я же конскую колбасу произвожу и продаю. Каждое воскресенье на Ковылкинском рынке бываем, - признается в разговоре молодой предприниматель Омит.
- Большой табун лошадей? - интересуюсь у сельского бизнесмена.
- Тридцать голов. Помогают нам родители жены: Арифулла и Румия Поздняковы, у них в темниковской деревне Караево и держу лошадей. Конская колбаса пользуется спросом. Несколько видов делаем.
Завершили концертную программу артисты, но праздник на этом не закончился. Культорганизатор Наиля Пугачева приготовила игры и народные забавы. Тут и бег в мешках, и перетягивание каната с призами для победителей. Вечером этого же дня в соцсетях появились видеоклип и фото автора с праздника. Тысячи пользователей, зашедших в Интернет, смогли посмотреть и дать комментарий событию в деревне, которая для многих родная, где их корни.

Петр Самсонкин