Мы часто слышим о том, что без татарской деревни невозможно сохранить татарский язык и национально-культурные традиции. Об этом чаще всего говорят татарские общественно-политические деятели, с пафосом призывая при этом на собраниях и сабантуях – «возрождать», «сохранять», «беречь» традиции «родного народа». Но сохранять родной язык – значит, говорить и читать на нем. А спасать родное село – значит, жить в нем повседневной жизнью.
Многие «деятели», живущие в городах, кого-то призывают не бросать родное село, сохранять его и даже «спасать». А сегодня татарское село реально сохраняют те люди, которые живут в нем и трудятся, которые не позволяют бурьяну безраздельно царствовать на полях и лугах. Кто-то считает, что сегодня на селе остаются только те, кому больше деваться некуда. Есть, наверное, и такие сельчане, но все-таки больше тех, для кого жить в родном селе – осознанный выбор. Во всяком случае, именно на них, хозяйственных и предприимчивых людях, в первую очередь держится современное село. В том числе – и татарские села Мордовии с их самобытными национальными традициями и традиционной исламской духовностью. Красноречивый пример – житель села Ломаты Дубенского района Раиль Мусин. Он молод, полон сил, сочетает в себе основательного хозяйственника, крестьянина и местного просвещенного имама, для которого важно распространять среди сородичей ценности традиционного ислама. Он родился и вырос в Чамзинке, учился в Саранске, сейчас обосновался в Ломатах – на родине отца и матери. У Раиля-хазрата в Ломатах большое хозяйство, в котором сто овец. Летом он активно занимается заготовкой кормов. В этой важной работе участвует и вся его семья.
Другой пример – житель села Аксеново Лямбирского района Рафик Фетхуллов. На месте бывшего колхоза он возродил крестьянско-фермерское хозяйство. Сейчас аксеновские поля засеваются, люди имеют работу. При поддержке материально успешного крестьянско-фермерского хозяйства поддерживается сельская инфраструктура, построена новая красивая мечеть, проводятся национально-культурные праздники. Один из наиболее ярких – недавний Сабантуй в Аксенове, устроенный в честь 350-летия села. И ежегодный республиканский песенный фестиваль «Авылым тавышлары» проходит главным образом благодаря материальной поддержке аксеновского крестьянско-фермерского хозяйства. У Рафика Айясовича в сердце теплится интерес к родной культуре и истории, хотя он об этом почти не говорит вслух. Иначе кто бы мог заставить его, с виду жесткого человека и реально прагматичного хозяйственника, тратить существенные средства на организацию культурно-просветительных национальных мероприятий, ифтаров, сабантуев. Он это делает по зову сердца – и это очень ценно. Например, Фетхуллов любит бывать на сабантуях и за пределами Мордовии, любит посещать летом Булгар, участвовать в празднике «Изге Болгар Жыены», а когда ему это не удается, то переживает.
Можно привести и другие примеры, показывающие, как оставшиеся в родном селе татары тем самым спасают село, заодно помогая землякам сохранять культуру и традиции. К ним относится Рамиль Шехмаметьев из села Акчеево Ельниковского района. Он – фермер, и его стадо коров не оставляет пустыми акчеевские луга возле реки Мокши, а его свежая молочная продукция пользуется спросом в округе. Много молодых, деятельных людей остается жить и трудиться в селе Белозерье Ромодановского района. Есть такие молодые и энергичные люди в татарских селах Темниковского, Атюрьевского, Кочкуровского и других районов нашей республики. Их немало, и мы постоянно пишем о таких людях. Понятно, что не все должны заниматься только сельским хозяйством. Не у всех это и получается. Но люди, которые сегодня живут и работают на земле, заслуживают особого уважения.
К сожалению, известны и другие примеры, когда отдельные татары-предприниматели, живя в городе, брали «под опеку», то есть – приватизировали, бывшие колхозы в татарских селах Мордовии вместе с техникой, производственными помещениями, молочно-товарными фермами. Но «деятельность» таких предпринимателей заканчивалась разрушением даже того, что было, бурьяном на полях и запустением на фермах и в машинно-тракторных парках. В итоге – сейчас в тех татарских селах Мордовии нет крепких сельхозпредприятий, которые могли бы дать работу сельчанам, а селу – поддержку инфраструктуры и национально-культурной жизни. А самим предпринимателям, если бы им хватило профессионализма, – материальную выгоду.
Заботиться о родном селе важно. Но гораздо важнее – действенно заботиться о селе. То есть – не произнося пустых, давно никому не интересных слов и призывов, жить в селе – если есть к этому склонность, умение и силы, заполнять его настоящей живой жизнью. Лишь тогда бурьяну будет закрыта дорога на хлебные поля и сенокосные луга. Как говорили в советские годы, будет хлеб – будет и песня…

Румия Рамаева