На дворе уже середина августа, к концу подходят летние каникулы школьников и студентов. Некоторые из них по давней многолетней традиции провели это лето в селах и деревнях разных районов нашей республики. Дети и подростки из татарских семей не исключение. Бабайлар и эбикайлар с начала июня с нетерпением ждали своих внучат. Но так ли проходят их каникулы, как проходили наши каникулы или каникулы наших родителей? Давайте разбираться.
Еще пару десятилетий тому назад дети девяностых годов прошлого века, к которым отношусь и я сама, проводили лето либо в лагерях отдыха, большинство из которых перестали существовать в начале 2000-х, либо в деревне у бабушки с дедушкой. Нас отвозили в село Пензятка Лямбирского района республики в первые дни июня. Там мы жили все лето, и лишь в последние дни августа нас забирали домой, чтобы отмыть и подготовить к школе. Отмечу, что большинство из моих сверстников: соседей, которые съезжались в село не только из Саранска, но и из Москвы и других городов, не страдали от недостатка родительского внимания, хотя мамы и папы приезжали проведать своих чад не чаще одного раза в неделю. При этом, чем дальше от Саранска находится село, чем реже туда приезжали родители. С утра и до позднего вечера мы были чем-то заняты. Играли: в догонялки, в футбол, в вышибалы и огромное количество других активных игр, катались на велосипедах, - машин было не так много, поэтому было гораздо безопаснее. Работали в огороде: помогали убирать урожай, пололи и поливали грядки, окучивали картошку в поле и даже собирали колорадских жуков. Если у бабушки были животные: корова, овцы, козы, куры, гуси, утки, помогали их кормить и убирать загон. Наводили порядок в доме: мыли полы, подметали, заправляли свои постели, старшие сестры помогали готовить обед и накрывать на стол, ведь летом нас у бабушки было много.
У нашей Карт нәнәй (Старая мама – так мы называли свою бабушку по маминой линии) животных не было, она была уже в пожилом возрасте, чтобы держать скотину. Поэтому настоящим счастьем для нас было дожидаться вечером стада, к соседским бабушкам Айнюш апе, Кандак апе возвращались барашки. Каждая бабушка подзывала своих барашков по-своему. Кто-то кричал «вяч-вяч-вяч», кто-то «бырь-бырь-бырь», были и другие варианты. И неизменно в их руках была миска со свежим белым хлебом, которым они угощали своих овец, если им, конечно, что-то оставалось после нас. А к соседке Равиле апе мы ходили за молоком. Стояли с кружками возле сарая, ждали, когда она нальет нам еще теплого, парного молока. Стадо, кстати, тоже во время летних каникул пас деревенский мальчишка.
Вместе со взрослыми мы ходили купаться на пруд, в лес за ягодами и орехами, грибы детям собирать было почему-то не интересно. Взрослые юноши ходили косить сено, потом сушили его и собирали в стога.
Многие из поколения наших родителей родились и выросли в деревне. Поэтому работа по хозяйству была для них привычным делом. Летом к ним прибавлялись сезонные работы: заготовка кормов, работа в огороде. Некоторые подрабатывали в колхозе: на току, на кормовой или сахарной свекле. Многие мальчики трудились помощниками комбайнера, а это тяжелый труд в самую летнюю страду. В западных районах нашей республики дети и подростки летом работали на заготовке торфа, который применялся для отопления домов. Его нужно было привезти с торфоболота, разрубить топором на более мелкие части, высушить и убрать в сарай.
А что сейчас? Начнем с того, что переехав в город, многие представители поколения наших родителей обзавелись жильем в городе и продали или забросили деревенские дома. Теперь у их внуков нет возможности поехать на лето в деревню, так как бабушка живет на соседней улице или в другом микрорайоне в Саранске или даже в Москве. Эти дети, как правило, все лето проводят в черте города: дома или в школьном лагере. Но тех, кто сохранил родительские дома в деревне, к счастью, больше. И даже если большую часть года они проводят в городе, на все лето, если уже на заслуженном отдыхе, либо на период отпуска вместе с внуками бабушки и дедушки отправляются в деревню.
Летом многие татарские села и деревни Мордовии оживают. Даже те, в которых на зиму остается всего несколько десятков жителей. Так, на лето из Саранска, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и других городов страны съезжаются дети в деревни Верхний и Нижний Пишляй, Усть-Рахмановку и Большой Шуструй Атюрьевского района, Тарханы и Большое Русское Караево Темниковского района, Акчеево Ельниковского района, Старое Аллагулово Ковылкинского района, Татарский Умыс Кочкуровского района и многие другие. Даже густонаселенные села такие как Татарская Пишля Рузаевского района, Аксеново и Кривозерье Лямбирского района наполняются детскими голосами и расцветают.
Дети по-прежнему едут в деревни на лето. Однако их каникулы проходят совершенно иначе. Как и в городе, много времени они проводят с гаджетами (телефоном, планшетом, ноутбуком) и телевизором. Гораздо меньше времени, чем мы, гуляют на улице. И уж совсем редко, особенно приезжего ребенка, можно застать в огороде за прополкой грядок или поливом овощей. Мы и сами ограждаем своих детей от «лишнего» труда, ведь у них гораздо более сложная, чем у нас школьная программа, им даже на летние каникулы задают зачастую довольно объемное домашнее задание. Да и сами мы, многие, являясь по сути дачниками, не держим в хозяйстве домашнюю скотину, не сажаем картофель, предпочитая приобретать необходимые нам продукты у фермеров или сельскохозяйственных предприятий. Напоить ребенка парным, деревенским молоком – целая проблема. Ведь даже в крупных селах порой осталось всего по несколько коров. То, что для нас являлось обыденностью, для наших детей – диковинка. Мои дети в том же селе Пензятка уже ни разу не видели стада коров и овец. Его попросту нет.
Жизнь течет, все изменяется, современные веяния и предметы приходят и занимают свое место. Нам уже не обойтись без мобильных телефонов и компьютеров. Но лето в деревне по-прежнему дает детям очень многое. Это и чистый воздух, и новые знакомства со сверстниками, походы в лес и на пруд, свежие ягоды с куста, игры, во время которых они не боятся вспотеть и испачкаться, как в городе, соседские куры и гуси – живые, настоящие, совсем рядом. Именно в деревне дети заигрываются на улице так, что забывают о телефонах и планшетах, об очередных мультиках. Деревня учит наших детей настоящей, живой жизни, где, чтобы попить воды, зачастую нужно уметь набрать ее в колодце, чтобы помыться, нужно истопить баню. Деревня, в отличие от города со всеми его удобствами, учит действовать, постоянно быть в движении.

Эльвира Баляева