НЕ ТОЛЬКО ПЕСНИ И ПЛЯСКИ

Немало праздников, призванных «сохранять» и «возрождать» национальную культуру и традиции, у нас проводится. Это неплохо. Но, тем временем, угасает наш родной татарский язык – самая главная основа национальной культуры.
Все меньше и меньше татар говорят на родном языке, особенно – в городах. Даже многие из тех мужчин и женщин, которые сами лишь вчера переехали из татарской деревни, в городе со своими детьми разговаривают исключительно по-русски. И многие из тех татарских «общественных деятелей», которые с трибун призывают соплеменников «сохранять и возрождать» родной язык, своих детей, а тем более внуков, не научили татарскому языку. Потому грош цена их призывам и громким словам.
Хорошо еще, что в татарских селах люди разговаривают по-татарски. Хорошо, что в школах преподается татарский язык, хотя самих школ становится все меньше и меньше. И потому очень бы хотелось, чтобы сохранялся наш родной татарский язык. Для этого – мы сами должны на нем говорить, сами должны учить татарскому языку своих детей и внуков. С интересом прочитала в газете «Юлдаш» материал о приезде летом 2017 года в Мордовию, в Темников, академика Роберта Нигматуллина, чьи предки родом из наших краев. Оказывается, Роберт Искандерович, который родился и вырос в Москве на Арбате, целенаправленно и старательно выучил родной татарский язык. Далее цитирую по тексту той публикации: «…ведь национальность, как считает Нигматуллин, это долг человека: он обязан передавать следующим поколениям язык, обычаи, историю, полученную от предков. Сам он этот долг, насколько было возможно, выполнил. Его дети и внуки знакомы с татарским языком и культурой».
Вот и нам в Мордовии очень важно заботу о родной культуре сводить не только к фольклорным праздникам с дежурными, давно поблекшими словами, к песням и пляскам, а постараться сохранить родной татарский язык.

Мениря Якупова

УГАСАЕТ ТАТАРСКОЕ СЕЛО. ЧТО ДЕЛАТЬ?

К счастью, в Мордовии еще есть большие татарские села, в которых много людей, в которых строятся дома, в которых играют свадьбы, рождаются дети. Это Белозерье, Татарская Пишля, Аксеново, Кривозерье, Латышовка,  Пензятка, Большая Поляна и другие.
Но во многих других селах, к сожалению, можно наблюдать угасание. Безлюдье на улицах, много пустых домов, которых с каждым годом становится все больше и больше. Школы и магазины давно закрыты. Сейчас я говорю о совсем маленьких, почти уже угасших татарских селах, которых немало особенно в западной части Мордовии.
Понятно, что такая ситуация во всей России, это касается не только татарских сел. Но от этого не меньше болит душа, не менее тоскливо на сердце. Можно винить государство, но не меньше вины и на нас самих – на тех, кто покинул родное село, кто оставил землю, кто бросил родной дом. И нет ответа на вопрос – что делать?
Может быть, не совсем опустеют малые татарские деревни, если многие из нас, у кого есть силы и возможности, возродят в них родовые дома, чтобы хотя бы на лето приезжать туда, чтобы побыть на отчей земле, походить по старым знакомым тропинкам, отдохнуть душой. Кстати, многие татары Мордовии, покинувшие когда-то родные деревни, сейчас именно так и делают. И летом эти татарские деревни оживают. Например, Старое Аллагулово, Татарский Умыс или Мельцапино. Хорошо, что «Юлдаш» постоянно пишет о татарских селах, об их жизни. Лично для меня это наиболее интересные, наиболее притягательные публикации в газете. Порадовал меня, например, недавний материал «Здравствуй, отчий дом».

Ариф Шехмаметьев

МОЛОДЕЦ, ГУЛЬНАРА!

С большим интересом и радостью прочитала в газете «Юлдаш» от 18 сентября материал «Гульнара Чинакаева – молодой профессионал своего дела».
У Гульнары замечательная, благородная и очень нужная профессия – осеменатор. Более того, в республиканском конкурсе осеменаторов она заняла третье место.
Меня порадовало то, что среди нашей молодежи есть люди, которые выбирают такие, по-настоящему жизненные профессии. Они находят романтику в сельскохозяйственных профессиях, работают с интересом и любовью к своему делу, добиваются успехов и признания. Тем более, Гульнара еще с детства мечтала работать с животными. Она родом из далекого от Саранска села Татарский Лундан Зубово-Полянского района. Радостно от того, что в нашей татарской глубинке, живущей своей жизнью, вырастают такие замечательные люди, специалисты своего дела. И хорошо, что эти люди остаются жить и трудиться в своей республике – на родной земле.
Я хочу пожелать нашим юношам и девушкам, избравшим очень нужные в обществе сельскохозяйственные профессии, успехов и счастья. Пусть они уверенно идут по родной земле, принося всем нам пользу.

Нурия Мещерова

НАМ НУЖНЫ СВОИ ЭНТУЗИАСТЫ

Всегда радостно видеть работу энтузиастов, активных и искренних людей. Это и есть настоящие общественники, приносящие пользу народу, не произносящие пустых, давно никому не нужных слов.
Например, такие энтузиасты есть в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района. Недавно они, без какой-то поддержки со стороны, организовали красивый конкурс резчиков по дереву, а вслед за этим – фестиваль древней эрзянской песни. Так вот, на лоне живописной природы, под открытым небом широко, будто из глубины веков, звучали древние песни эрзянского народа. Вот это и есть сохранение национальных традиций.
Отрадно, что такие энтузиасты есть и в татарском народе Мордовии. Именно они организовывают праздники малых татарских деревень; именно они во время засухи проводят коллективные молебны о дожде с традиционным жертвоприношением, как это делали наши предки. О таком мероприятии, прошедшем в Темниковском районе, рассказывала и газета «Юлдаш». Энтузиасты же организовывают и татарские песенные мероприятия в Мордовии.
Важно было бы всем нам быть хотя бы немного энтузиастами родной культуры. Вместо произнесения на собраниях и сабантуях высокопарных слов делать больше конкретных полезных дел. Может, и небольших, скромных дел. Тогда и наша национальная татарская культура будет жить.

Ильдар Усманов

ОЧЕНЬ ЦЕННА ИНИЦИАТИВА СЕЛЬЧАН

У нас много проблем. И всегда мы ждем их решения от органов власти – местных, республиканских, общероссийских. А есть вещи, которые зависят только от нас, есть дела, которые за нас никто не сделает. Что мы делаем сами? Как мы сами заботимся о том, что рядом с нами?
Например, кто наведет порядок на сельском кладбище? Только мы сами, живущие в этом селе или уехавшие из этого села, можем проявить заботу о своих усопших родственниках. Хорошо, что во многих татарских селах такая забота проявляется. В большинстве из этих населенных пунктов, скорее всего – во всех, сельские кладбища находятся в надлежащем состоянии, там порядок.
Но наша инициатива важна не только в наведении порядка на кладбищах. Хорошо, когда чисты наши улицы, а не утопают в бурьяне и крапиве. Это тоже можем сделать только мы сами.
Никто за нас не покрасит и фасады наших деревенских домов, чтобы наше село было красивым и ярким.
Еще много других дел, которые мы можем сделать сами – без каких-то особых затрат и без помощи со стороны государства. Давайте уважать себя и свою малую родину. А газете «Юлдаш» – спасибо за актуальный материал на эту тему «Неравнодушные люди помогают селу».

Ильмира Нуриева