Когда в детстве я первый раз увидела на лбу маленького ребенка нарисованное черное пятнышко, долго не могла понять – зачем так нужно делать? Все татары знают, что таким образом мы защищаем своего малыша от «дурного глаза». Защищаем мы грудного ребенка и тогда, когда кладем в его кроватку – на время отсутствия малыша –  что-то железное: нож или ножницы. Эти поверья приметы пришли к нам из прошлого, но до сих пор многие стараются их соблюдать. Об этом говорят и исследования кандидата исторических наук Любови Николаевны Щанкиной о приметах и народной медицине татар-мишарей. Например, татары также для предохранения от сглаза на шею ребенка в мешочке вешали листок с молитвой из Корана (Аятел-Керси). Особенно опасными в жизни младенца считались первые 40 дней жизни, в это время его старались не оставлять вообще без присмотра.
«Охранная» магия у татар нашла отражение в различных приметах и для взрослых. Так, для предохранения от враждебной силы перед сном под постель клали ложку, нож, топор или какую-либо стальную вещь.
В татарских селах Мордовии средства и приемы народной медицины использовались практически в каждой семье. Врачевателями чаще всего становились люди преклонного возраста, умудренные житейским опытом, чаще всего женщины.  По некоторым данным, у татар в 19 веке практически в каждой деревне была такая женщина, к которой обращались за помощью.
У татар-мишарей лечением серьезных заболеваний занимался специальный человек – «табиб». Роль табиба издавна выполняли большей частью представители религиозного культа - муллы, «азанчы», а также знахари («даручы» и др.).
Использование растений в лечебных целях татарам-мишарям было известно с давних времен. Многие источники свидетельствуют, что наиболее распространенными и популярными лекарственными средствами у нашего народа являются подорожник, ромашка аптечная, крапива, чистотел, лопух, мать-и-мачеха, пижма, тысячелистник и другие.
Средства животного происхождения – шерсть, шкура, жир животных – у татар-мишарей также занимали значительное место в способах лечения болезней. Особое место в народной медицине занимали мед и прополис («пчелиный клей»), лечение укусами пчел. Одним из древних видов лечения в народной медицине татар-мишарей является использование пиявок.
Некоторые заболевания мишари связывали с духом воды (Су тоту). Он считался злым духом. При заболеваниях, приписываемых его влиянию, приносили искупительную жертву - крошки хлеба, соль и крупу бросали в воду; при засухе или высыхании пруда, которым пользовались жители села, совершались моления о дожде.
Собирая полевой материал и разговаривая со знахарями, исследователь Любовь Николаевна Щанкина пришла к выводу, что знахари имели богатый арсенал лечения не только заговорами, но и много знали о травах, средствах животного и минерального происхождения. В деревне Суркино Лямбирского района знахарь М.Х. Байбикова сообщила, что знает около ста заговоров от различных болезней и, если она видит, что человек нуждается в помощи, то обязательно поможет, но после лечения, нужен покой, так как болит голова.
Ш.А. Алыкова из села Яндовище Инсарского района сама могла снять сглаз с человека: «От сглаза есть молитвы – «эшкерэ торган догалар» – читаю молитву и дую на больное место 3 раза»; если сглазили ребенка, то его выносят на улицу, на воздух и читают молитву, ветер должен унести сглаз; «никогда человека нельзя обижать, потому что сразу же человек сам наказывается Богом». Житель деревни Ликинье Ельниковского района М.И. Утешева от «сглаза» берет тлеющий дубовый гриб и человека держит в дыму.
В селе Новое Кадышево Ельниковского района, когда человек заболевал, приглашали знающую старушку, она делала куклу из тряпок, ходила кругами и при этом читала молитвы и говорила: «Эту куклу бросьте в текучую реку, чтобы она утекла куда-нибудь подальше и унесла болезнь», после этого болезнь обязательно проходила.
Лишай в деревне Татарская Велязьма Атюрьевского района выводили так: углем водили вокруг лишая и при этом читали молитву. В селе Мельцапино Лямбирского района жила А. У. Нарбекова, которая могла выводить лишаи и ячмени, к ней часто обращались за помощью сельские жители.
Бородавки в деревне Татарская Велязьма Атюрьевского района выводят таким образом: берут в первый день 3 зернышка овса и колют ими бородавки, затем закапывают в такое место, чтобы не проросли или сжигают, на второй день берут два зерна, на третий день - одно. Корь в селе Пензятка Лямбирского района лечили следующим образом: больного ночью накрывали красным одеялом и читали молитвы. Днем лечить было нельзя, так как по мнению знахаря Г.С. Кутюшевой, болезнь могла перейти на глаза.
Некоторые народные средства и методы народной медицины не потеряли своей значимости  и в настоящее время применяются наряду со средствами традиционной медицины.

Подготовила Альбина Давыдова