Татарский Лундан деревня небольшая, как и два других татарских населенных пункта – Горенка и Кочетовка - в Зубово-Полянском районе. Все они относятся к Горенскому сельскому поселению. Иске иль – так называют свою деревню жители Татарского Лундана, в котором живут не больше 70 человек. Несмотря на то, что село находится далеко от татарской национальной жизни, здесь все разговаривают на родном татарском языке, чтят традиции и обряды. Один из праздников, дошедших сельчанам от предков, называется Кыр курбаны. Обычно его организовывают в конце мая, когда заканчивается сев, завершены основные весенние работы в огороде. Одна из коренных жительниц Татарского Лундана – Мясума Низямовна Утимишева 30 лет проработала диспетчером в бухгалтерии  местного колхоза.  Она рассказывает, как обычно проходит праздник Кыр курбаны:
- Этот праздник почитали еще наши бабушки и дедушки, и в нашем селе он отмечался каждый год. Читаются молитвы, совершается жертвоприношение во имя Всевышнего Аллаха с молитвами о благополучии, об урожае, о мире, о защите от природных катаклизмов. Обычно в эти дни стараемся ничего не делать по дому, в хозяйстве.
Лунданцы в течение трех дней выходят на утренний намаз в поле рядом с деревней. В третий день после молитвы делается жертвоприношение.  А из мяса жертвенного животного готовится угощение, как правило, салма, для всех. В деревне нет своего муллы, все мусульманские обряды выполняет житель Кочетовки Вахит Хайдарович Немишев. Жители ему благодарны за то, что эту ответственную духовную ношу он выполняет и в Лундане.
- Когда слушаешь, как он красиво читает молитвы, на глаза слезы наворачиваются, - говорит Мясума Утимишева. – На этот утренний намаз Кыр курбаны собираются практически все наши жители. Также все наши сельчане так или иначе участвуют в подготовке и проведении праздника. Например, Айса Калимуллович Чинакаев и Равиль Кадерович Чинакаев привозят на своем транспорте баранов. Им помогают Хали Хасянович Деликамов, Шамиль Хасянович Черемчеев, Анвяр Сиддехович Канчеров, Марат Аюпович Чинакаев, Айрат Маратович Чинакаев. Мужчины ответственны за разделку мяса. Потом они же следят, как варится мясо для салмы в четырех больших казанах. После того, как мясо порезано на куски, я и Сания Юнусовна Чинакаева моем мясо.  Женщины, конечно, заранее дома режут салму. Это Наимя Фяридовна Утимишева, Галия Абдулхаковна Чинакаева, Мянсура Сяидовна Канчерова, Зифа Шамильевна Чинакаева. Обычно каждая из них готовит тесто на салму из десяти яиц. Также готовят и традиционные татарские вкусности – бялеш, пироги с разными начинками. Очень приятно, что и мои внуки Диляра и Динар участвуют в организации Кыр курбаны. Вот таким образом и передаются наши старые традиции молодому поколению. А уже наши односельчане Гельман Абдуллович Утимишев, которому идет 78-й год, и Шамиль Абдрашитович Чинакаев, которому сейчас 72 года, присматривают, чтобы всё делалось правильно – по-старинному.
Кстати, внуки Мясумы Утимишевой  в этом году окончили Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса Пензенской области: Динар по специальности  «механизация», а Диляра на «отлично» по специальности «электрификация».
Мясума Низямовна добавляет, что никто из сельчан в праздник Кыр курбаны не стоит в стороне: помогают поставить стол, рубить дрова, привозят в большом баке воду, которой должно быть достаточно для всех нужд в этот день. А сколько женщинам надо почистить и порезать лука и моркови! Сама Мясума Утимишева приносит старинный самовар, вода в котором подогревается дровами. Говорят, что чай из такого самовара особенно вкусный.
Конечно, в нынешнем году из-за распространения коронавирусной инфекции многое поменялось в планах. Праздник Кыр курбаны в мае пришлось  отложить, и уже позже провести его нужно было с соблюдением всех мер предосторожности. Стоит сказать, что «чужих» на празднике не было. А праздничной трапезой каждая семья угощалась отдельно, с соблюдением социальной дистанции – прямо на земле, постелив покрывало.  Тем, кто не мог прийти на праздник, угощение сельчане разносили по домам.
- Населения в нашей деревне не так много, но каждый из нас вносит и финансовую лепту в приобретение жертвенных животных, - говорит Мясума Низямовна Утимишева. – Мы приобрели двух баранов по семь тысяч рублей каждый. Обязательно присылают деньги и наши уроженцы, живущие в основном в Санкт-Петербурге или Москве. Оставшиеся от покупки деньги идут на благоустройство деревни.
По словам женщины, в прошлом году четыре тысячи рублей было потрачено на ремонт мотора для водопровода, две тысячи – на ремонт мечети.
А мечеть в Татарском Лундане – настоящий памятник истории, который еще в советское время был внесен в реестр. Как указано в паспорте  - это «татарская мечеть, которая построена на средства верующих. Автор и строитель не известны. Со слов жителей, построена в 90-е годы 19-го века». В годы атеизма здание использовалось под склад. А когда мечеть отдали верующим, то своими силами они делали косметический ремонт. Еще несколько лет в этом крепком деревянном строении совершались праздничные намазы. Муллой был Шамиль абзи Чинакаев, работавший до пенсии учителем в Татарском Лундане. Он, много сделавший для возрождения духовности в родной деревне, покинул этот мир.  
До недавнего времени на окраине Татарского Лундана можно было увидеть деревянную ветряную мельницу. В отличие от мечети у мельницы есть точная дата постройки – 1870 год. Она была построена жителем села Чинакаевым и была действующей до 1970 года.  Есть близ деревни и старое мусульманское кладбище, окруженное с четырех сторон глубоким рвом – чтобы животные не могли зайти на его территорию.
Вот так, небольшая деревня Татарский Лундан Зубово-Полянского района сохраняет в своей истории  материальные и духовные памятники своего народа.


Альбина Давыдова