В мастерской заслуженного художника Мордовии Малика Нетфулловича Ямбушева всегда идет творческий процесс – то это работа над новой картиной, то доработка ранее написанного полотна, то подготовка к очередной выставке. Кстати, 5 июня в Казани откроется традиционная выставка «Большая Волга», отбор работ на которую всегда серьезный и строгий. У Ямбушева на ней будет представлено полотно «Салют урожаю».Недавно Малик Нетфуллович закончил писать три картины о селе Аксеново Лямбирского района. Работа над ними началась в конце лета прошлого года. На картинах он запечатлел не только само село, но и новую, недавно построенную мечеть, которую видно издалека, еще при подъезде к селу. - Когда я первый раз увидел эту мечеть, она сразу заинтересовала меня своей архитектурой, своим величием, - рассказывает он. – В Мордовии мало мечетей, которые привлекают художников. Эта мечеть очень органично вписалась в сельский ландшафт, что у меня сразу возникло желание написать ее. Есть тут и свой небольшой пруд, где плавают гуси, утки. Мечеть – это духовная жизнь села, она связывает нас с нашей религией, с нашей национальной историей, с нашими предками, близко нашей душе, нашим корням.
Последние 15 лет Малик Нетфуллович много ездит по республике, делает эскизы, пишет картины и признается, что ему больно и печально наблюдать, как угасает деревня – татарская, русская, мордовская. Именно поэтому так хочется быстрее все запечатлеть. Конечно, можно делать фото- и видеосъемки, но художник видит нечто другое, нежели объектив камеры. Как говорит Ямбушев, у художника свои задачи, его интересует архитектура, композиция, колорит.
- В Мордовии, к счастью, есть и богатые, процветающие татарские села, - говорит Малик Нетфуллович. – К ним относится и Аксеново. Теперь в этом селе три мечети, и все три как бы собраны в единый комплекс. Насколько я знаю, у новой мечети еще нет названия.   Но ее красоту видят все. Эта мечеть хорошо смотрится вечером, на закате – высвечиваются красновато-оранжевые облака, золотятся минарет, полумесяц.  Уже есть задумка новой картины «К вечернему намазу». Образ есть, осталось его воплотить.
Одна из трех последних работ об этом селе Лямбирского района называется «Осень в селе Аксеново». Как признается сам автор, он хотел передать всю полноту жизни села, когда каждый человек занят своим делом, и в то же время передать духовность сельчан, поэтому не случайно центральный акцент в картине сделан на большую новую мечеть. Еще одна созвучная с первой работой картина  показывает вид села с другого ракурса, но на ней также запечатлены все три мечети. Эта картина так понравилась руководителю аксеновского крестьянско-фермерского хозяйства «Юлдаш» Рафику Айясовичу Фетхуллову, что он приобрел ее у художника. Теперь она находится в кафе этого хозяйства, и ею могут полюбоваться многие люди.  
На третьей картине новая сельская мечеть представлена крупным планом.  На ней обрисованы детали мусульманского храма, минарет возносится высоко в небо на фоне осеннего леса и полей, уже где-то убранных, а где-то еще нет.
Кстати, сын живописца художник Руслан Ямбушев также решил запечатлеть новую мечеть села Аксенова в красках. И отец, и сын практически одновременно работали над своими полотнами. У каждого из Ямбушевых получился свой образ мечети, свой взгляд.
-  Конечно, это не значит, что мы стояли рядом за мольбертами, - говорит Ямбушев-старший. – Мы ездили в Аксеново в разные дни. Работа художника – творческая. Есть вдохновение – работаешь с удовольствием, если нет вдохновения – нет и творчества.  Немалую роль в работе играют и погодные условия – солнце, облака, дождь и другие факторы. Художников нашей республики, и меня в том числе, привлекает село Подлесная Тавла Кочкуровского района – дома, заборчики, холмы. Там очень интересные, живописные места. И, наверное, неслучайно такие места выбирали наши предки.  Когда-то они жили в Подлесной Тавле, но по каким-то причинам ушли оттуда.
- Облик татарской деревни, к сожалению, исчезает, практически вымер, - присоединяется к разговору Руслан Ямбушев. – Я вырос в городе, и мне хочется запечатлеть изюминку нашей татарской деревни, чтобы показать наше национальное достояние во всей красоте – татарскую избу, ее убранство, людей в татарской национальной одежде. Тревожит, что мы ничего не оставим потомкам. Конечно, можно татарский костюм увидеть на Сабантуе, но это совсем другое. Обидно за нас, мордовских татар.
Руслан делится своими впечатлениями о поездке в Татарстан и рассказывает, что уже издали татарская деревня отличается от русской, начиная от надворных построек и заканчивая наличниками. Однажды ему довелось быть в чувашском селе, в котором бережно хранят национальные традиции – носят чувашскую одежду, варят по старинным рецептам свои национальные напитки.
- Я был по-настоящему удивлен этими фактами и по-хорошему позавидовал чувашам, - говорит Руслан Ямбушев. – Кстати, в их языке я заметил некоторые слова, похожие на татарские. Несмотря на то, что в моем творчестве немало городских мотивов, сейчас мне особенно хочется работать с татарской, мусульманской тематикой, которая нам близка изначально. Я давно не был в Белозерье Ромодановского района. Планирую поехать в это село и сделать ряд работ о мечетях, которых там несколько.
Село – то место, которое дает спокойствие и душевный отдых, считает Малик Нетфуллович Ямбушев:
- Когда я работаю в деревне, ко мне обязательно подходят люди, приглашают на чай, - рассказывает он. – Сельские жители еще сохранили ту доброту и открытость, которой не хватает горожанам. Даже деревянные дома какие-то особенные – они живые, связаны с природой, сливаются с ней.
У Малика Нетфулловича Ямбушева есть мечта – поездить по татарским селам Мордовии и организовать плэнер, чтобы сделать эскизы и сохранить в творческих работах. И потом организовать выставку картин, рассказывающих о татарских селах Мордовии.

Альбина Давыдова