Летом, когда тепло, сухо и можно проехать даже по плохой проселочной дороге, мы, как правило, совершаем объезд татарских сел нашей республики. Побывали, к счастью, мы уже во многих, но немало осталось и тех, где наша нога еще не ступала. Очередным пунктом назначения я выбрала село Татарский Шебдас Рузаевского района и была очень удивлена, что, несмотря на то, что расположено оно не так далеко от Саранска, о нем мало кто слышал. Поэтому, прежде чем отправиться в путь, я решила позвонить в Красносельцовское сельское поселение, в которое и входит Татарский Шебдас. Глава администрации Красносельцовского сельского поселения Наталья Яковлевна Щелкунова рассказала, что село это небольшое и, несмотря на название, татар там живет немного. Однако все-таки согласилась сопроводить нас туда, рассказать о размеренной жизни сельчан и даже познакомить с интересным человеком.
Татарский Шебдас – одно из старейших сел Рузаевского района, оно расположено в семи километрах от Рузаевки. Одно из первых упоминаний о нем в исторических документах встречается в «Списках населенных мест Пензенской губернии» от 1869 года. Там говорится, что Татарский Шебдас – деревня казенная из 43 дворов Инсарского уезда.
Населенный пункт основан темниковскими служилыми татарами, охранявшими в середине 18 века юго-восточную границу Российского государства в районе Атемарско-Инсарской засечной черты. Тогда деревня была построена на берегу реки Шебдас, от которой и получила свое название, однако сейчас от речки практически ничего не осталось.
Татарский Шебдас никогда не был крупным селом, однако сейчас он переживает не лучший период своей истории. На данный момент в селе зарегистрировано 74 человека: 50 русских, 20 татар и 4 украинца. Еще около 20 человек приезжают сюда на лето как дачники. В основном это люди среднего и пожилого возраста. В селе есть асфальтированная дорога, проведен газ, к сожалению, нет водопровода, но люди не жалуются, так как у всех есть колодцы с чистой водой.
Наталья Яковлевна рассказала мне, что за медицинской помощью жители Шебдаса обращаются либо в фельдшерско-акушерский пункт, расположенный в соседнем Красном Сельце, либо в Рузаевку. Школы в селе давно нет, поэтому тех немногих школьников, которые здесь живут, возят на школьной «ГАЗели» в Красносельцовскую школу.
Осмотрев окрестности села, я сразу согласилась с местными жителями, которые называют Татарский Шебдас живописным уголком. Природа здесь и вправду удивительная: много зелени, большой пруд. Поэтому ничуть не странно, что прибрежные участки, как горячие пирожки, раскупаются состоятельными горожанами под застройку. Кроме того, много таких, кто просто приезжает сюда отдохнуть: на денек или на выходные.
Кстати, пруд появился в селе в 1955 году – это искусственный водоем. В то же время туда запустили мальков рыб из Темниковского заповедника. Это был и карп, и белый амур, сейчас там есть и окуни. Многие любители рыбалки приезжают сюда с удочкой: и места тихие, красивые, и рыбка водится неплохая.
Пообещав познакомить меня со старожилом села, Н.Я.Щелкунова сдержала свое слово и привела нас к дому ветерана Великой Отечественной войны Мухтара Аитовича Косова, заслуженного и уважаемого в районе человека. О нем самом я уже рассказывала нашим читателям в одном из предыдущих номеров. Удивительно, что в свои 87 лет он так хорошо помнит историю села, его расцвет и период, когда пришло угасание.
Мухтар Аитович рассказал, что еще в середине прошлого века село процветало, хозяйств было не очень много, однако в каждом доме жили минимум 7-8 человек, семьи тогда были большими. В Татарском Шебдасе был хороший колхоз, который считался одним из богатейших хозяйств района. Работала своя мельница, кузница, пилорама, ФАП, магазины, школа, почта, действовал крупный птицеводческий комплекс, было много сельскохозяйственной техники, грузовые автомобили и трактора. В 1950 году село было электрифицировано.
В апреле 1962 года в селе произошло большое несчастье: случился пожар на улице Рабочей, сгорели дотла 16 домов. Десятки людей остались без крова. К счастью, никто не пострадал. Крыши домов в начале 20 века во многих селах, как и здесь, были соломенными, поэтому, когда загорался один дом, другие воспламенялись от него, как спички. Так и произошло в Шебдасе. У Мухтара Аитовича на этой улице находился свой собственный дом, а также дома матери и тещи. Вначале руководство района предложило погорельцам построить для них первую двухподъездную двухэтажку в селе, тогда жители улицы Рабочей получили бы благоустроенные квартиры. Однако сельчане подумали и отказались, ведь они, как и большинство деревенских людей, привыкли содержать подсобное хозяйство. А где в квартире держать кур, гусей, овец и корову? Да и огород должен быть под боком. Взамен шебдасцы попросили выделить им делянку леса. Руководство дало согласие и уже через три дня сельчане вырубили по 20 кубометров леса на семью и начали строиться.Мухтар Аитович, который в то время работал заведующим почтой на три села и был знаком с районным начальством, попросил у них помощи для себя и односельчан в строительстве домов. Председатель колхоза села Татарская Пишля Рузаевского района Давлетша Гурин предложил Косову, с которым они были давно знакомы, вместе с семьей переехать к ним в село, обещал новый дом, землю и достойную работу. Но Мухтар Аитович отказался покидать родные края. Тогда Гурин отправил в село каменщиков, чтобы помочь в строительстве печей в новых домах. Благо кирпич сельчанам уже был выделен. Кто-то помог с шифером, кто-то с цементом. В общем, с миру по нитке – нищему рубаха: до холодов все дома на улице были отстроены снова, зимовали люди в добротных, благоустроенных жилищах.Мухтар Аитович исполняет в селе и обязанности муллы, поэтому историю сельской мечети знает хорошо. В годы коллективизации в здании старой дореволюционной мечети была временно устроена школа. Однако строение было ветхим и вскоре разрушилось, а в селе появилась новая каменная школа. А вот мечети в Шебдасе с тех пор так и нет. Некоторое время мусульмане села собирались в молельном доме, но теперь нет и его. Благо, есть отдельное мусульманское кладбище, однако и оно требует внимания: ограда давно обветшала и нуждается в восстановлении.Упадок в селе начался в 1965 году, когда колхоз Татарского Шебдаса объединили с колхозом «Красное Сельцо», притом именно шебдасцев присоединили к соседнему колхозу. Молодежь стала ездить на работу туда. Многие из колхозников получили в Красном Сельце квартиры в четырехэтажных многоквартирных домах. Имея собственное жилье, шебдасцы перебрались из родного села насовсем. Потом объединили и школу. Теперь в Шебдасе живут всего несколько десятков людей, здесь практически нет молодежи. Обидно видеть, как бывшее когда-то богатым, село угасает. Остается надежда лишь на то, что живописные места и близость к красивому пруду вернут сюда людей, а значит и жизнь.

Эльвира Байбекова