На минувшей неделе в Средне-Волжском (г.Саранск) филиале Российской правовой академии прошла презентация книги «Историческая судьба татар». Это двухтомное издание необычно тем, что ее автором и составителем является не ученый-историк, а крупный саратовский бизнесмен Камиль Алимович Аблязов. На мероприятии присутствовал автор книги Камиль Аблязов, который является также руководителем региональной национально-культурной татарской автономии Саратовской области. В мероприятии участвовали представители татарской интеллигенции, духовенства, бизнеса Мордовии. Эта книга стала итогом 16-летнего труда, в котором обобщен большой архивный материал различных источников и историков, в том числе и иностранных авторов. Если в первом томе исследуется история татарского народа с древнейших времен до эпохи Екатерины II, отношения татар с Российским государством, то во втором томе показано становление национальной государственности в составе России с конца 18-го века и до наших дней. Особое место уделяется татарскому купечеству как важной части торгово-промышленного капитала Российской империи. В книге представлены фотографии археологических находок, связанных с татарской историей, географические карты в границах древних государств, так или иначе связанных с нашей национальной историей, рисунки древних воинов, а также фотоиллюстрации, на которых запечатлены татарские семьи или мусульманские деятели. Уже только просматривая этот двухтомник, хочется прочитать и познать – кто мы и откуда.
Несомненно, издание вызывает большой интерес не только со стороны ученых, но и всех тех, кого не оставляет равнодушным история татарской нации.  
Это подчеркнул и муфтий Центрального духовного управления мусульман РМ Фагим-хазрат Шафиев, открывая презентацию:
- Книга вышла полгода назад и уже вызвала большое обсуждение в обществе.
В декабре прошлого года эту книгу в подарок получили все участники пятого съезда Всемирного конгресса татар в Казани.
Подобной обобщающей работы прежде не было. Это – взгляд на историю нашего народа не историка, а человека, болеющего душой за свой народ, за его нравственное возрождение, за его культурное наследие, язык. Немаловажно, что в эпоху глобализации у татар возрастает интерес к своему историческому прошлому.
В самом начале книги Камиль Алимович Аблязов говорит о том, что татары – народ с длительной и весьма бурной историей, что он ведет свой путь с пятого века н. э. И за такую многовековую историю, несмотря на внешние и внутренние трансформации, татары не растворились среди других народов. Наоборот, сохранили свою культуру, язык, традиции. Аблязов также делает оговорку, что он не претендует на истину в последней инстанции и готов  к обсуждению и критике, но критика должна быть строго научной.
- Книг об истории татар немало, - говорит Камиль Алимович. – Однако  меня всегда настораживало, почему настолько неполно, односторонне  рассматривается история народа, который на сегодняшний день является вторым по численности в нашей стране. История татар в силу многих обстоятельств и причин описывается однобоко, в угоду тем или иным правителям государства. Мне пришлось освоить профессию исторического исследователя, поднять, разыскать, перевести многие документальные архивные источники, среди которых немало китайских летописей. И я считаю заблуждением в отношении татарского народа любые попытки связать его с кипчаками, половцами. Эта историческая связь сделана с большой натяжкой.  
Предельно ясно автор книги говорит о булгарах, Волжской Булгарии, считая ее лишь небольшим эпизодом в историческом прошлом татар.
Камиль Алимович Аблязов рассказывал на презентации немало и о роли татар в становлении такого государства как Золотая Орда, чья военная сила формировалась в основном татарскими воинами. Он также отметил, что в те годы южные мордовские князья оказывали помощь татарским князьям.  
Как бы в подтверждение сказанному председатель Мордовского рескома профсоюза работников АПК, заместитель председателя Совета старейшин НКА татар РМ «Якташлар» Кабир Абдуллович Альмяшев рассказал на презентации о том, как в многонациональном  селе Лямбирь была построена мечеть, а потом – после совета с аксакалами села – появился православный храм. То есть татары Мордовии живут в мире и дружбе со своими вековыми соседями, уважая традиции друг друга. Наши исторические судьбы переплетены.
- Татарские поселения всегда появлялись рядом с водными артериями, - утверждает Аблязов. – Поэтому нельзя сказать, что татары селились только в степи или только у леса. И еще в далекие древние времена наши предки татары создали свою руническую письменность. Для меня самого стало открытием, что немало слов из древнего тюркского языка понятны современному татарину.  
Листая книгу, я обнаружила любопытный факт, что в 17-м веке татарский язык был языком дипломатических отношений России с государствами Востока. Переписка русских царей с правителями Ирана, Индии, стран Средней Азии почти исключительно велась на татарском языке.
- Я знаком с Камилем Алимовичем Аблязовым более 20 лет, - сказал на презентации предприниматель, член Совета старейшин НКА татар РМ «Якташлар» Шамиль Закариевич Бикмаев. – Он не только успешный бизнесмен, но и активный деятель татарского национального движения. Но сегодня впервые слушаю его как историка. Ведь мы до конца не знаем, кто мы – «мишари», «тептяры» или кто-то еще, чьи мы потомки – монголов или татар? Но мы, татары Мордовии, здесь коренные жители, Мордовия – наша родина. При этом татары Мордовии, конечно же, являются и ощущают себя органичной частью большого и единого татарского народа. Поэтому книга «Историческая судьба татар» – и о нас тоже, она проливает свет и на нашу национальную историю.
Кандидат философских наук, доцент Энвер Рашидович Музаферов также не остался в стороне от обсуждения двухтомника:
- Выражаю огромную благодарность автору за титанический труд и ставлю его в один ряд с таким историком, как Лев Николаевич Гумилев, которому установлен памятник в центре Казани. А в Саранске жил и работал  видный татарский ученый Магомет Гарифович Сафаргалиев, который в своих трудах также поднимал «татарские» вопросы, создал уникальную книгу «Распад Золотой Орды». Что касается Волжской Булгарии, то это не национальный, а территориальный термин. Например, Босния и Герцеговина есть, а таких наций нет. Ее населяют сербы. И еще.   Казанским татарам не следует подчеркивать, что за пределами Татарстана живут вроде и татары, но какие-то «мишари». Мы – татары, мы - один народ. И именно наша земля дала таких классиков татарской литературы, как Шариф Камал, Хади Такташ, Абдрахман Абсалямов. И мы не диаспора здесь, а аборигены, коренные жители, имеющие свою уникальную историю на родной земле.
Во время презентации, которую организовали заместитель директора Средне-Волжского (г.Саранск) филиала Российской правовой академии, председатель правления НКА татар РМ «Якташлар» Надия Низаметдиновна Азисова и муфтий Фагим-хазрат Шафиев, прозвучала идея от заведующей кафедрой теории и истории государства и права академии Оксаны Владимировны Лазаревой и преподавателя этой кафедры Натальи Михайловны Бибиной, эрзянок по национальности, что книгу «Историческая судьба татар» необходимо распространять не только в татарских селах, но и в русских и мордовских. Народы, живущие рядом, должны знать историю друг друга.
В этой книге каждый из нас найдет много нового, в чем-то соглашаясь с автором, а в чем-то и нет. Она написана свободно, с использованием современных исторических подходов. Камиль Алимович Аблязов пишет, что книга должна объединить всех татар, ибо в ней изложена судьба – полно и доходчиво – нашего народа, вне зависимости от территории проживания. Автор говорит, что замалчивание честной и справедливой истории татар всегда вызывало протест. Поэтому он задумался о написании книги, которая, без преувеличения, представляет действительно национальную историю татар.
Камиль Алимович Аблязов пишет, что народы похожи на реки – одни спокойные и медлительные, другие стремительные и непокорные. А где прошлое каждого народа, где берет начало исторический исток?

Альбина Давыдова