Сложно себе представить настоящего татарина без тюбетейки. Этот головной убор имеет в своем гардеробе, наверное, каждый мужчина татарской национальности. Он может не носить ее совсем, или надевать пару-тройку раз в год на национальные или религиозные праздники, но иметь тюбетейку – это практически дело чести.Тюбетеек сейчас великое множество, и они очень разные: есть простые тканевые, есть вязаные, круглые и квадратные, но самые красивые, на мой взгляд, конечно, высокие бархатные тюбетейки с разнообразной вышивкой в виде национального орнамента. Они бывают черные, синие, зеленые, бордовые, с вышивкой из бисера, или расшитые золоченым шнуром. Выбор огромный, но ведь неважно, какая у тебя тюбетейка, важно, как ты к ней относишься. Например, у моего деда по отцовской линии Няима Умяровича Байбекова, которого внуки, в том числе и я, называли бабай, была узбекская тюбетейка. Было время, когда они были очень распространены у татар. Это квадратная черно-белая тюбетейка, которая, складываясь, превращалась в небольшой треугольничек величиной с половину ладони. Его можно было убрать в карман и не переживать, что головной убор помнется или потеряет форму. Эта тюбетейка расправлялась в мгновение ока и была готова к использованию. Наверняка, подобные тюбетейки пылятся в старых шкафах или комодах в татарских селах по всей республике. Деда моего нет в живых уже несколько лет, а его любимая тюбетейка до сих пор хранится в нашем доме.А вот мой дядя по материнской линии Абдулла Атауллович Биккиняев очень долго мечтал о самой настоящей татарской тюбетейке. По его мнению, она непременно должна была быть бархатной и зеленой. Помню, что он радовался, как ребенок, когда ему, наконец, купили и принесли высокую зеленую тюбетейку из бархата с вышивкой из золоченого бисера.Тюбетейка нашего Абдуллы абзи хранилась в доме на почетном месте. Он надевал ее на Курбан-байрам, Ураза-байрам, когда отправлялся в мечеть на коллективный намаз, и дома, когда проводились хатемы. После праздника он аккуратно упаковывал ее в пакет, чтобы не запылилась, и убирал в надежное место. Теперь с нами нет и его, а тюбетейка абзи досталась одному из его племянников. Ее по-прежнему бережно хранят и надевают по праздникам и на хатемы.А вот наш сосед по деревенскому дому в селе Пензятка Лямбирского района носил свою тюбетейку круглый год. Представить себе Анвяра абзи Матеева без этого головного убора было просто невозможно. Летом он носил тюбетейку, не снимая, а зимой она могла быть на его голове прямо под меховой шапкой. Казалось бы, он мог заменить ее на любой другой головной убор для ежедневного ношения, однако именно тюбетейка заменила ему все. У татар есть такое выражение: «Кемне сагынма, ул юк», что в переводе означает: «Кого не вспомни, его нет». Нет в живых и нашего соседа Анвяра абзи. Однако тюбетейка была важна не только для старшего поколения, большинства из представителей которого уже нет с нами. Она играет важную роль и для молодежи. Для кого-то это головной убор религиозного назначения для совершения молитв в мечети, для кого-то – возможность прикоснуться к национальной татарской культуре. Главное - то, что молодежь и подрастающее поколение находит в своей жизни место для тюбетейки.У моего мужа Руслана очень красивая синяя тюбетейка, украшенная вышивкой из золоченого шнура, у сына Салавата – попроще: вязаная зеленая. Глядя, как отец надевает свою, собираясь в мечеть, он тоже мечтает о подобной. Подумать только, в пять лет мальчишка мечтает не о планшете или очередной навороченной машине, а о тюбетейке. И она у него обязательно будет.По-моему, тюбетейка для татарина – это не просто головной убор, это что-то большее, предмет, дающий чувство принадлежности к единому татарскому народу, его богатой культуре и религии.

Эльвира Баляева