Татарские села Мордовии разбросаны по всей республике, начиная от западных районов – Темниковского, Зубово-Полянского и заканчивая восточным - Дубенским. Как правило, они, так же, как и русские села, создавались в свое время и как оборонительные сооружения на юго-восточной границе Русского государства. Главными целями строительства границы были расширение государства и хозяйственное освоение новых земель. Эти земли в качестве жалованья получали, в том числе, и татары, несшие сторожевую службу. Это было в 16-17 веках, когда, судя по сохранившимся документам, были основаны татарские села.
О каждом из них можно многое рассказать. В этом обозрении мы представим некоторые из них и выделим основные моменты из истории и современности.
Село Татарская Тавла Лямбирского района расположено на реке Елшанка и образовано предположительно во второй половине 17 века. Первыми поселенцами были темниковские служилые татары, прибывшие для несения рейтарской службы. В 1869 году в селе насчитывалось 87 дворов с населением 648 человек, действовала мечеть. К 1913 году население выросло и составляло уже 1448 человек. Причем, в селе имелся хлебозапасный магазин, ветряная мельница, пожарная машина, маслобойка, шесть лавок-магазинов.
В годы коллективизации многие жители были раскулачены, другие уехали в поисках лучшей доли в разные концы страны. Впервые в селе появилась сельскохозяйственная артель в 1927 году. С тех пор она была и колхозом, и совхозом, у которых были разные названия. В реальности колхоза уже нет около шести лет, а его земли успешно используют фермеры  из Татарской Тавлы и Аксенова.
По последним данным в Татарской Тавле 800 жителей, есть два магазина, скоро откроется третий, действуют Дом культуры, библиотека. Есть свой фельдшерско-акушерский пункт. Правда, сельчане временно обслуживаются в селе Атемар, так как тавлинская медсестра находится в декретном отпуске. Еще в 1991 году в селе был проведен природный газ, есть асфальтированная дорога, правда, не на всех улицах. Это остается главной проблемой сельской администрации.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более 200 человек, откуда не вернулись 127 человек. Об этом периоде истории села можно подробно узнать в школьном музее, который открылся в 2007 году.
Школа в Татарской Тавле девятилетняя, в ней 55 учеников, из которых шесть впервые сели за парты. Во всех классах изучается татарский язык как предмет.
Самые известные выходцы села – борцы братья Халиловы.
Старинное село Латышовка Кадошкинского района основано во второй половине 17 века. Когда-то этими землями владели татары Латышевы, выходцы из Темниковского района. В документе тех лет сообщается, что вместе со своим отцом станичную службу нес мурза Осташко Латышев. В 1869 году в Латышовке проживало 1470 человек.
В 1913 году в селе было четыре мечети и  четыре татарские школы, две пожарные машины, две ветряные мельницы, пекарня. В годы коллективизации в 1931 году в Латышовке образовался колхоз «Ленинча». В настоящее время в селе действует большое отделение крупного сельхозпредприятия «Мордовагрогард», которое предоставило 40 жителям Латышовки работу – они трудятся доярками, телятницами, механизаторами.
Латышовка – село большое, современное, идущее вперед. В прошлом году в селе построили новое здание фельдшерско-акушерского пункта, есть клуб, работают пять магазинов. Школа в селе средняя, в ней учатся 73 ученика, в этом году – два первоклассника. В летние месяцы в учебном заведении начался капитальный ремонт здания: из федерального бюджета было выделено семь миллионов рублей. Ремонтные работы уже близки к завершению.
Село Алтары Ромодановского района впервые упоминается в 16 веке, причем с названием на немецком языке – Рейтары. Именно такое название село носило вплоть до 18 века. В наши дни среди татарского населения более распространенным является название на родном языке – Лябяже, которое связано с Лебяжьим озером, давно высохшим.  Современное название Алтары датируется 1763 годом. Есть мнение, что оно произошло от двух татарских слов – «алты ир» (шесть мужчин).
В 1824 году в Алтарах была построена деревянная мечеть, в которой имамом служил Мухамет Юсиф Сейфуллов, получивший духовное образование в Бухаре. Эта мечеть, единственная во всей Мордовии, функционировала и в атеистические 30-е годы 20-го века.
До 1917 года в Алтарах было три мечети, медресе, пять мельниц, одиннадцать лавок-магазинов. В селе насчитывалось 465 дворов, проживало 2650 жителей. В 2007 году построена и открыта новая мечеть, в которой проходят все религиозные праздники. Сейчас в Алтарах менее полутора тысяч населения. К сожалению, молодежь продолжает уезжать из родных мест.   
В новом учебном году в школу пришли 15 первоклассников, в 11-м классе – девять будущих выпускников, всего же учатся здесь 81 ученик. Татарский язык ведется с первого по одиннадцатый класс как предмет.

Подготовила Альбина Давыдова