Феять Загидуллович Баймашкин – учитель, историк и бывший директор процветающего в середине 80-х годов прошлого века Лямбирского профессионально-технического училища. Его и сегодня волнует проблема воспитания подрастающего поколения, в особенности, той его части, которую в педагогике принято именовать «трудными подростками». Баймашкин уверен, что важнейшую задачу выполняли районные профессионально-технические училища по наполнению рынка труда специалистами рабочих специальностей «отечественного производства», которые востребованы всегда и дефицит которых сегодня зачастую толкает нас на использование подчас малоквалифированного, хоть и дешевого, труда приезжих гастарбайтеров.  Родился Феять Загидуллович в селе Мельцапино Лямбирского района. С родными местами связаны воспоминания его детства. Родное село, раскинувшее в живописной местности, обрамленной густыми вековыми лесами… Высокая мечеть, устремившаяся ввысь своим минаретом, являвшая географический и духовный центр Мельцапина. Во времена непримиримой борьбы с «религиозной отравой» была ликвидирована и эта сельская мечеть. Потом в этом здании организовали начальную школу – три классных помещения располагались на втором этаже. По его воспоминаниям, школу посещали девяносто ребятишек со всего села – настолько высоко ценились знания в татарских семьях в довоенное, тяжелое военное и послевоенное время! Возле мечети находился магазин с самым необходимым. Были три ветряные мельницы, которые к тому времени были уже огосударствлены. В селе жил один единоличник – дед по имени Хабай Баймашкин, скупающий шкуры у населения. До войны в Мельцапино стояло сто двадцать домов. После ее окончания мужская часть населения существенно поубавилась – уменьшилось и количество дворов. Да и объединение двух хозяйств: мельцапинского «Чаткы» и болотниковского «Путь Ленина» – на количество народонаселения села повлияло не лучшим образом. Многие селяне перебирались в Саранск. В 60-е годы закрылся и медпункт.
В конце 40-х Феять Загидуллович стал студентом Лямбирского педагогического училища. После была служба в армии. Затем – университет. Первые раскопки – незабываемый древний золотоордынский город Сарай Берке! В пойме реки Ахтуба тогда было найдено множество мусульманских захоронений 13-14 веков. Личной находкой студента Баймашкина стали четки из керамических бусин и золотая монета, которые,  в числе других, обнаруженных его группой, отправились в музей.   
За все время своей многолетней трудовой деятельности Феять Загидуллович побывал на должностях руководителей разных учреждений, в том числе, и директора Лямбирского СГПТУ-14 с 1975 по 1983 годы. Этот период трудового пути для Феятя Загидулловича стал одним из самых трудоемких и напряженных. И даже не оттого, что на его плечи лег большой объем работы по расширению учебного комплекса и усовершенствованию инфраструктуры училища: было закончено строительство общежития для учащихся, начатое его предшественником, возведен новый учебный корпус, построены мастерские и котельная, водозаборные скважины и общественно-бытовой блок (столовая, актовый и спортивный залы).
Но, прежде всего, потому, что перед педагогическим коллективом стояла сложная, ответственная задача по обучению и воспитанию подростков, большинство из которых относилось к категории «трудных» - из неблагополучных семей, стоящих на учете в милиции, со слабыми знаниями, с массой дурных привычек. Контингент включал и выпускников специализированных школ для детей с отклонениями в развитии. И кто знает, сумели ли бы все они уберечься от кривой дорожки, преступлений против себя и общества, приводящих к печальному итогу, не окажись на их пути профессионально-техническое училище, где у них появилась надежда на нормальную человеческую жизнь, на овладение рабочей профессией.
Эти дети, во многом отчаявшиеся, запутавшиеся в темных дебрях на пути к взрослению, пришли в это училище, подсознательно ища помощи взрослых, умных и добрых людей. Какой широтой человеческой души, педагогическим тактом и психологической зоркостью, эмоциональной стойкостью, терпением и любовью к своей профессии должны были обладать эти педагоги, вступившие в борьбу с пороками, безграмотностью, темными сторонами личности этих «трудных» подростков!
Феять Загидуллович с огромной теплотой и благодарностью вспоминает всех коллег-учителей, с которыми он бок о бок «боролся» за судьбы своих воспитанников, прибывающих к ним из разных районов Мордовии и Саранска. Называлось тогда училище – СГПТУ-12 (специализированное городское профессионально-техническое училище). Все они помогали вчерашним «трудным» стать самостоятельными молодыми людьми, способными сделать осознанный трезвый выбор, с твердой жизненной позицией и, что наиболее важно, «жизненной» и любимой профессией – рабочей, затребованной в обществе и в любое время способной прокормить.
Ежегодно, от двухсот до трехсот учащихся со всей республики овладевали профессиями сварщиков и каменщиков, плотников и столяров, маляров и плиточников, штукатуров и монтажников, с 1974 года – автокрановщиков и сантехников, швей и бухгалтеров, поваров, водителей. В самом училище действовало двенадцать групп, а также были открыты филиалы на литейном заводе и городе Ковылкино. Наибольшего своего расцвета училище достигло к началу 80-х, когда  в его стенах обучались более трехсот человек.
Здесь учились, жили, культурно развивались и морально взрослели те, кто по каким-то причинам были не совсем благополучны в своем детстве и отрочестве. Выходили «в люди». Некоторые даже целенаправленно готовили себя в вузы. Благодаря наставникам и собственному желанию из трясины жизненных невзгод выбирались на сухую тропу, ведущую к благополучию: любимой работе, семье, простому человеческому счастью…
С горечью говорит Феять Загидуллович о том, что с развалом СССР было расшатано и безвозвратно потеряно многое из того, что терять не стоило – лучшие традиции воспитания рабочей молодежи, бесценный опыт, накопленный со времен рабфаков 20-х годов прошлого столетия…
Похвально стремление нынешней молодежи к высшему образованию. Но куда идти сегодняшним неблагополучным детям, которых, увы, не стало меньше, для которых такие училища были бы спасительным пристанищем и трамплином в более светлое будущее?

Умида Баймашева