Эксклюзивное интервью главного федерального инспектора по Республике Мордовия Александра Михайловича ПЫКОВА

Что имеем - сохраним

- Александр Михайлович, наша республика традиционно является регионом межнационального мира и согласия. И это наше общее достояние, которым важно дорожить. Тем не менее, в мире сегодня нет спокойствия. Наверное, и нам важно проявлять бдительность и с особым усердием заботиться о сохранении межнациональной стабильности на нашей земле?..

- Нам важно укреплять достигнутые позиции в части плотного общежития представителей разных народов, населяющих Мордовию. Чем плотнее будут эти отношения в субъектах Российской Федерации, тем это сильнее будет скреплять всю нашу страну. Слабость в межнациональных отношениях всегда приводила к ослаблению государственности. Причем, любой государственности. Видим, что многие общественно-политические потрясения возникают как раз на фоне межнациональных проблем. Это – брешь, куда могут протечь многие тенденции, особенно – негативного характера, что и происходит на различных территориях мира. На драматическом примере Украины видим, к чему привело в значительной мере и многолетнее противоречие национально-этнического характера между западом и востоком этой страны. Наши межнациональные взаимоотношения должны оставаться крепкими. Нам нельзя давать повода ни нынешним, ни потенциальным противникам нашего государства для того, чтобы они могли поспособствовать образованию такой течи в нашей лодке, в которой мы все вместе плывем.

 

Уважать друг друга: иного не дано

- Согласны ли Вы с тем, что в республике должен быть подчеркнутый приоритет культурам коренных народов нашего края – мордвы, русских и татар?
- Конечно, мордва, татары и русские здесь вместе живут тысячу лет. Но это не значит, что мы должны игнорировать представителей других народов, которые сейчас у нас проживают. Кто бы ни проживал на территории Российской Федерации, в частности, Республики Мордовия, мы должны относиться друг к другу с уважением. Независимо от того, кто сюда приехал вчера или кто живет здесь тысячу лет. Культура каждого народа – это огромное достояние, и любой отдельный человек является носителем этой культуры.
- Вы сейчас, должно быть, говорите об уроженцах Средней Азии и Кавказа, которые оказались в нашей республике в результате современных миграционных процессов?
- И о них тоже. Другой вопрос, с каким настроением они сюда приезжают. И в случае, если их настроения, и особенно поведение, не соответствуют нашим традициям, нашей культуре, то мы должны либо цивилизованным путем избавляться от этих гостей, либо принимать соответствующие меры для того, чтобы их адаптировать к нашей среде. Для этого у нас есть все законодательные нормы – как языковые, так и социальные, экономические, политические. Мы должны изначально с уважением относиться ко всем, кто к нам приезжает, но и требовать от них уважительного отношения к тем, кто здесь живет многие и многие века.

У нас свой добрый и мягкий ислам

- Много внимания в обществе в последнее время уделяется исламской теме. Насколько реальна опасность проникновения в нашу традиционную среду радикального ислама?
- Такая опасность существует. Наши геополитические недруги продолжают попытки дестабилизировать обстановку в Российской Федерации через размывание, разрушение наших традиций. Наш российский ислам тоже традиционен. Особенно поволжский ислам – он мягкий, добрый, адаптированный к другим традиционным религиям. И мы с вами в настоящее время можем наблюдать, как соседние населенные пункты – татарские, мордовские, русские – совместно отмечают Пасху и Ураза-байрам. Я и сам иногда участвую в мусульманских праздниках. Когда представители православия знают традиции ислама и наоборот, когда они объединяются, – это свидетельствует о нашем исконном межнациональном и межконфессиональном единстве. У нас нет такого, чтобы кто-то кому-то говорил: ты мне не друг, ты мне враг, потому что ты представитель другой религии. А вот в базовых материалах радикальных течений ислама, в том числе запрещенных на территории России, проповедуются и человеконенавистнические идеи. Конечно же, мы не можем их принять.
Более того, Республика Мордовия – как финно-угорская территория находится в зоне риска. Недруги нашей страны, чаще всего за пределами России, не оставляют попыток использовать финно-угорский этнос, разбросанно проживающий на территории России, для ослабления российской государственности и российских традиций. Для этого они готовы подогревать финно-угорский национализм и как-то совместить его с радикальными течениями в исламе. И вот возможное наслоение финно-угорского фактора на исламский фактор может представлять серьезную угрозу для нашей стабильности, если мы не будем принимать соответствующих мер.

Священников - учить в России

- Здесь, должно быть, многое зависит и от священников, от их внутренних убеждений, мировоззрения и качества их образования…
- Считаю важным и обязательным применить такую схему, при которой священнослужитель любой религии, проповедующий на территории Российской Федерации, в частности – в Республике Мордовия, должен иметь базовое образование, которое он получил на территории России. Кстати, в Приволжском федеральном округе уже организованы курсы повышения квалификации имамов. Однако речь не только об исламе, но и о христианстве. Мы не можем отгородиться от других государств, в том числе от того, что там происходит в религиозной жизни, но мы должны оберегать себя и собственный народ, будущее поколение от того, чтобы на фоне религиозных обострений, сложных взаимоотношений мы не развязывали горячие общественные формы «содружества». Межрелигиозные сложности – наиболее тяжелая общественная проблема…

Татарский урок демографии

- А наиболее верное средство сближения народов – целенаправленное постижение культуры и истории друг друга…
- Действительно, народам легче понимать друг друга через культурное общение, через знакомство с традициями друг друга. О совершенствовании межнациональных культурных коммуникаций должны постоянно заботиться как государство, так и институты гражданского общества.
Но важно еще и учиться друг у друга, целенаправленно перенимать полезный жизненный опыт. Считаю, что было бы ценным, если бы, например, русские и мордва научились у татар или у представителей других мусульманских народов тому, каким образом решать демографические проблемы. Это, конечно же, важно для государства. Достаточно высокая рождаемость у мусульман связана с их ментальностью. И если хотя бы маленький кусочек этой ментальности передать представителям других национальностей, то это было бы для России благом.

Белозерье: нужно больше внимания со стороны государства

- В последнее время, Александр Михайлович, много говорится и пишется о крупнейшем населенном пункте Мордовии – татарском селе Белозерье Ромодановского района. Тревоги, связанные с этим селом, обоснованны, на Ваш взгляд?
- Да, обоснованны. Были случаи, когда представители этого большого, уважаемого мной села проникали в различные структуры, которые заявляли о себе крайним радикализмом не только на территории России, но и за ее пределами. В том числе участвовали и в вооруженных формированиях. Это село нуждается в большем государственном внимании, и отнюдь не только со стороны правоохранительных структур. Тем более, положительные тенденции там просматриваются.
Помнится, в 2002 году я приехал в Белозерье на 1 сентября. На линейке был поднят российский флаг, исполнен государственный гимн, была использована другая российская атрибутика. Но посмотрев, в каком состоянии находилась школа, какими были спортзал, инфраструктура, я просто ужаснулся. И посмотрел, в каком великолепном состоянии находились мечети. Более того, понял, что каждая мечеть – это объединение нескольких состоятельных семей. Причем, у каждой из этих общин была своя «идеология», отличная не только от основ традиционного российского ислама, но даже от саудовского. Какая-то непонятная идеологическая помесь была. И я попросил тогда некоторых предпринимателей, чтобы они вложили средства в ремонт сельской школы. Школа не может и не должна выглядеть хуже, чем культовые здания. И после того, как государство стало обращать больше внимания на Белозерье, стало увеличиваться количество детей, особенно – девочек, посещающих школу. А до этого многие из них попросту не ходили в школу, более того, в Белозерье имела место даже кража невест: крали девочек от 14 до 17 лет.
Можно ли сегодня сказать, что все эти явления в Белозерье в корне исчезли? Нет, не исчезли. Значит, внимание государства, в данном случае – республиканских властей, к социально-экономическим, культурно-образовательным проблемам этого села должно быть более существенным и более заметным. Если есть проблемы, то их решением должны заниматься все, а не только правоохранительные органы. Тем более, в Белозерье есть здоровый потенциал. Давайте вспомним, как голосовали жители Белозерья на парламентских и президентских выборах. В значительной массе – за партию «Единая Россия», за Владимира Путина. Значит, есть там нормальный, прогосударственный потенциал, есть там здоровые силы, есть там грамотные, здравомыслящие люди. И надо использовать это, брать в актив. Повторяю, там должна вестись работа, в первую очередь, путем присутствия государства и общества.

Надо ли демонстрировать религиозность?

- Еще одна проблема появилась в последнее время: недовольство руководителей общеобразовательных школ вызывает ношение школьницами-татарками мусульманских головных уборов? Что скажете об этом?
- Я прочитал много литературы, связанной с этой темой. Склоняюсь к тому, что в России, даже в дореволюционный период, хиджаб не был характерным головным убором татарских женщин. Я просмотрел массу фотографий одежды татарского народа – и не видел этого. Эта мода на хиджабы опять-таки проникла из-за рубежа. Казалось бы, и нет ничего страшного в том, что татарская девушка выбирает такой вид одежды. Но ведь одежда впоследствии может повлиять и на мировоззрение человека, отдалить его от традиционных ценностей.
Кроме того, так ли уж необходимо в повседневной жизни через специфическую одежду демонстрировать свою религиозность? Вера – сакральна, ее не нужно демонстрировать. Местом для выражения сакрального является храм. А в обычной жизни, в светском обществе, в публичных местах уместнее использовать светские атрибуты.

Беседовал Камиль Тангалычев