Мне снова вспомнились ливы – уже исчезнувший с лица земли прибалтийско-финский народ, живший на побережье Рижского залива. Вспомнился в связи с актуальной проблемой ускоренного исчезновения родных языков на нашей планете. Несколько лет назад стало известно о смерти последнего носителя одного из финно-угорских языков – ливского языка. А незадолго до этого на Земле оставалось лишь двенадцать ливов.
Меня однажды поразила древняя традиция ливов – хоронить старые лодки на специальном кладбище. Лодки для них были живыми существами. И когда прорастали деревья через усопшие лодки, казалось: в этом месте находились сердца натруженных лодок.
И восхитило меня мужество этих практически нескольких человек – оставаться ливами, сохранять себя народом до последнего человека. «Лив, ты – маленькая звезда, тебе нужно светить, иначе нельзя!», – так в советское время пели ливские дети в летнем лагере на берегу моря.
Двадцать лет назад в журнале «Мир Севера» в публикации «Ливы нужны всем» я с надеждой писал: «Перед вечностью равны все – и ливы, которых осталось двенадцать человек, и китайцы, которых – полтора миллиарда. Но у ливов, единственных на земле, сегодня есть дар чудесной возможности – сохранить себя вопреки формальной логике истории, предотвратить национальную катастрофу, дав тем самым вселенский исторический урок всем народам на планете. У ливов, единственных на свете, есть возможность научить мир сохранять себя, научить человечество – не исчезать! Тем более, сегодня любой народ на земле – в какой-то мере ливы...». Потому ливы нужны были нам всем. Это был народ-назидание: напомнить всем народам о необходимости сохранять себя неповторимыми в истории человечества.
Нынешний век, технологически жестокий к культурам «малых народов» (не только ливов), из недруга может превратиться в союзника по сохранению народа. Вопрос в другом: будет ли народ коротать свой исторический срок, беспрестанно сокрушаясь по поводу своего скорого исчезновения, или же будет изо всех сил создавать культуру, творить ее в содружестве, а не в бесперспективном споре с информационным веком. Особенно важно – сохранять свой родной язык. Ведь на планете Земля, по оценке ученых, родные языки сейчас исчезают быстрее, чем редкие растения…
Ливам не нужна была наша жалость. Если и можно о чем-то немного сожалеть, так это лишь о том, что нет нового Эрнеста Хемингуэя, чтобы в пронзительной, всемирной повести описать выход последнего лива-рыбака в море, непременно бунтующее против неба за то, что оно не уберегло его ливов...

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ