Педагог Карина Барсукова: «Вместе с детьми познаем новое»
В Саранске 21 марта состоялось подведение итогов муниципального этапа конкурса «Учитель года-2022», который стартовал в начале марта. В этом году он проводился в 30-й раз. В нем приняли участие 43 педагога, из которых 10 стали участниками финальных испытаний. Были проведены конкурсные испытания «Урок», «Классный час», «Мастер-класс» и «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». По итогам проведенных конкурсных испытаний в суперфинал вышли пять человек, среди которых и определился победитель - Евгения Сергеевна Макарова – учитель русского языка и литературы МОУ «Центр образования Тавла - средняя общеобразовательная школа №17». Одним из суперфиналистов стала Карина Рафиковна Барсукова – учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №10 г.Саранска. Она рассказала газете «Юлдаш» о своей любимой профессии.
- За что я люблю свою профессию? За то, что каждый день вместе с детьми я познаю что-то новое. Ведь у меня не бывает одинаковых дней, потому что мне нравится движение, смена деятельности, общение, - рассказывает Карина Рафиковна Барсукова. – Каждый урок для меня – это возможность удивить моих учеников.
Как вспоминает Карина Рафиковна, школа для нее еще с детства была особенным местом. В то время она жила с родителями на Дальнем Востоке в военном городке. Школа находилась на сопке, а детский сад, который она посещала, - под сопкой.
- Я всегда с завистью смотрела наверх на школьников и с нетерпением ждала, когда мне купят такой же большой рюкзак, как у них. Поэтому, когда стала школьницей, мне нравилось учиться, даже просто находиться в школе, - говорит она. – В пятом классе, когда мы переехали в Саранск, в новой школе уроки математики вела Ольга Валерьевна Давыдова. А Валентина Григорьевна Синицина была учителем немецкого языка. Невозможно было не полюбить их уроки. Благодаря таким учителям просыпается любовь к предмету даже у тех детей, которым он тяжело дается.
Я смотрела на них, любимых учителей, и думала, что тоже хочу быть такой, как они, «заряжать» других. Ольга Валерьевна умела донести математику так, что сложное становилось простым. То же самое могу сказать про Валентину Григорьевну, на уроках которой мы никогда не отвлекались ни на какую ерунду, растворялись в том, что она говорила. Обе они были на одной волне с ребенком. Конечно, не все в классе были отличниками, я могла получить и «тройку», и контрольную на «два» написать, могли и с уроков выгнать.
Когда Карина училась в 11-м классе, Валентина Григорьевна Синицина спросила ее о выборе профессии и посоветовала стать журналистом. Девушка ответила, что хочет быть учителем начальных классов.
- Я получила одобрение от учителя, которого очень уважаю. «Ты умеешь слушать, и у тебя все получится», - добавила тогда она. Я буквально «окрылилась» ее словами и с удовольствием училась в Мордовском пединституте имени Евсевьева. И даже сейчас бы вернулась в студенческие годы прослушать то, чему нас учили, но уже с точки зрения приобретенного опыта. Учеба в вузе прошла на одном дыхании: олимпиады, конференции, работа вожатой, - рассказывает Карина Рафиковна Барсукова.
По специальности она учитель начальных классов, учитель музыки. Еще живя на Дальнем Востоке, Карина пошла в музыкальную школу, но как, признается, посещала уроки музыки с неохотой. Но благодаря папиным наставлениям «музыкалку» не бросила и успешно ее закончила. Получив диплом педагогического вуза, она также закончила магистратуру по направлению «педагогика высшей школы».
- К тому времени я уже пришла работать в гимназию №20 г.Саранска и работала не только с малышами, но и проводила в стенах гимназии практические занятия со студентами пединститута, где я была старшим преподавателем, - говорит Карина Барсукова. Будучи в 11-м классе, Карина провела свой первый урок: срочно требовалось заменить внезапно заболевшего учителя.
- Это был седьмой, коррекционный, класс, ученики которого считались первыми озорниками в школе. И поэтому тому ждала какого-то подвоха с их стороны. Однако за весь урок они ни разу не нарушили дисциплину, мы даже разобрали несколько упражнений. И потом, проходя студенческую практику в школе, никогда не волновалась при проведении уроков, - рассказывает педагог. - Но когда я пришла дипломированным специалистом и проводила самый первый урок в первом классе, боялась оторваться от заготовленного конспекта. У меня дрожали коленки, боялась пропустить пункт из конспекта, иначе все пойдет не по плану. Спасибо руководству 20-й гимназии, что дали, мне, молодому педагогу время на адаптацию. Сейчас я сама наставник молодого учителя, но не забываю советы, которые давал мне, например, завуч. Учитель спрашивает в начале урока: «У всех есть лист бумаги?» И когда учитель так спросил, значит подразумевает утверждение. Однако в классе может быть скромный и стеснительный ребенок, у которого нет листа, и он может не сказать об этом. Надо спрашивать по-другому: «У кого нет листочка?»
Сейчас Карина Рафиковна Барсукова с улыбкой рассказывает об уроке, который она проводила в присутствии администрации школы. Как она говорит, в тот день тщательно готовилась к классному часу, рисовала для своих первоклашек «солнышки» и легла спать в три часа ночи.
- Я всегда готовлюсь к урокам, а тут решила, что по ходу разберусь, – говорит она. – Урок, на который пришли директор гимназии, завуч, я провела безобразно. А выходя из кабинета, директор еще и поблагодарил меня. От этого стало еще ужаснее. В итоге потом в кабинете завуча я разревелась. И вместе разбирали мои ошибки.
Через полгода Карина Рафиковна Барсукова участвовала и победила в гимназическом конкурсе молодых учителей «Педагогический дебют». Спустя год гимназия направила ее на городской конкурс молодых учителей «Признание», в котором она стала призером. Еще одним конкурсом стало участие в фестивале методических идей молодых педагогов, который проходил в Самарской области.
- Из Мордовии тогда участвовало несколько учителей, много было педагогов из Самарской области, которые приехали со своими группами поддержки, - говорит Карина Барсукова. – Моя задача была выступить достойно. Неожиданно для меня мою фамилию называют в номинации вроде «приза зрительских симпатий». И тут меня вызвали на сцену, объявив победителем всего конкурса. Дальше было много конкурсов профессионального мастерства. Они дают мне вдохновение, вызов себе, познание сильных и слабых сторон – развивать и исправлять их. Городской конкурс «Учитель года» - новая ступенька к повышению профессионального мастерства. Спасибо моему мужу, который меня поддержал и помогал во всем.
Как говорит Карина Барсукова, в одном из конкурсных испытаний она представила цифровые технологии, которые дают возможность облегчить труд учителя и более наглядно представлять информацию детям.
- Я могу создать с помощью специальных программ учебный мультфильм, не умея рисовать, и детям будет интересен этот мультфильм, - считает педагог. - Ведь ребенком по-разному воспринимается то, что читает в книге, что видит на экране, что говорит учитель. Мои ученики сейчас третьеклассники, и я радуюсь тому, какие они у меня умные. Очень серьезно рассуждают, почему растет доллар, как экономика зависит от политики. На уроке по окружающему миру как раз изучали такой раздел – чему учит экономика. На уроках стараюсь проводить ассоциации с жизнью: на практических примерах детки хорошо понимают материал.
На одном из конкурсных испытаний «Учитель года» Карина Рафиковна Барсукова показала детям телескопический кубик, изготовленный по технологии скрапбукинга. Она объяснила, что маленький верхний кубик – это Саранск, средний – многонациональная, гостеприимная Мордовия, а самый большой кубик – наша великая Россия. Скрапбукингом Карина Барсукова увлеклась во время декретного отпуска. Ей хотелось, чтобы у ее дочки был альбом с красиво сделанными открытками и конвертами, в котором хранятся дорогие сердцу матери предметы. Она даже завела свой ютуб-канал, на котором выложила несколько мастер-классов. А недавно и старшая дочка сделала первую открытку в стиле скрапбукинг на день рождения бабушки.
- На вопрос подготовки ребенка к школе я смотрю и как педагог, и как мама: моя старшая дочка в этом году пойдет в первый класс, - говорит Карина Рафиковна. - Для меня главное - чувство психологической готовности к школе, понимание того, что он хочет учиться. Не все дети могут складывать буквы в слоги, поэтому сначала чтение дается нелегко. До семи лет основная ведущая деятельность ребенка – это игра, он должен отыграть свое. А родители должны настраивать ребенка, что школа – это труд, но в то же время интересный. А справиться с трудностями ему помогут и родители, и учитель.
Альбина ДАВЫДОВА