В Саранске 21 марта состоялось подведение итогов муниципально­го этапа конкурса «Учитель года-2022», который стартовал в начале марта. В этом году он проводился в 30-й раз. В нем приняли участие 43 педагога, из которых 10 стали участниками финальных испыта­ний. Были проведены конкурсные испытания «Урок», «Классный час», «Мастер-класс» и «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». По итогам проведенных кон­курсных испытаний в суперфинал вышли пять человек, среди кото­рых и определился победитель - Ев­гения Сергеевна Макарова – учи­тель русского языка и литературы МОУ «Центр образования Тавла - средняя общеобразовательная школа №17». Одним из суперфи­налистов стала Карина Рафиковна Барсукова – учитель начальных классов средней общеобразователь­ной школы №10 г.Саранска. Она рассказала газете «Юлдаш» о своей любимой профессии.

- За что я люблю свою профессию? За то, что каждый день вместе с деть­ми я познаю что-то новое. Ведь у меня не бывает одинаковых дней, потому что мне нравится движение, смена деятельности, общение, - рассказы­вает Карина Рафиковна Барсукова. – Каждый урок для меня – это возмож­ность удивить моих учеников.

Как вспоминает Карина Рафиковна, школа для нее еще с детства была осо­бенным местом. В то время она жила с родителями на Дальнем Востоке в военном городке. Школа находилась на сопке, а детский сад, который она посещала, - под сопкой.

- Я всегда с завистью смотрела на­верх на школьников и с нетерпением ждала, когда мне купят такой же боль­шой рюкзак, как у них. Поэтому, ког­да стала школьницей, мне нравилось учиться, даже просто находиться в школе, - говорит она. – В пятом клас­се, когда мы переехали в Саранск, в новой школе уроки математики вела Ольга Валерьевна Давыдова. А Ва­лентина Григорьевна Синицина была учителем немецкого языка. Невоз­можно было не полюбить их уроки. Благодаря таким учителям просыпа­ется любовь к предмету даже у тех детей, которым он тяжело дается.

Я смотрела на них, любимых учителей, и думала, что тоже хочу быть такой, как они, «заряжать» других. Ольга Валерьевна умела донести математи­ку так, что сложное становилось про­стым. То же самое могу сказать про Валентину Григорьевну, на уроках ко­торой мы никогда не отвлекались ни на какую ерунду, растворялись в том, что она говорила. Обе они были на од­ной волне с ребенком. Конечно, не все в классе были отличниками, я могла получить и «тройку», и контрольную на «два» написать, могли и с уроков выгнать.

Когда Карина училась в 11-м клас­се, Валентина Григорьевна Синицина спросила ее о выборе профессии и посоветовала стать журналистом. Де­вушка ответила, что хочет быть учите­лем начальных классов.

- Я получила одобрение от учителя, которого очень уважаю. «Ты умеешь слушать, и у тебя все получится», - до­бавила тогда она. Я буквально «окры­лилась» ее словами и с удовольствием училась в Мордовском пединституте имени Евсевьева. И даже сейчас бы вернулась в студенческие годы про­слушать то, чему нас учили, но уже с точки зрения приобретенного опыта. Учеба в вузе прошла на одном дыха­нии: олимпиады, конференции, ра­бота вожатой, - рассказывает Карина Рафиковна Барсукова.

По специальности она учитель на­чальных классов, учитель музыки. Еще живя на Дальнем Востоке, Ка­рина пошла в музыкальную школу, но как, признается, посещала уроки музыки с неохотой. Но благодаря па­пиным наставлениям «музыкалку» не бросила и успешно ее закончила. По­лучив диплом педагогического вуза, она также закончила магистратуру по направлению «педагогика высшей школы».

- К тому времени я уже пришла ра­ботать в гимназию №20 г.Саранска и работала не только с малышами, но и проводила в стенах гимназии практи­ческие занятия со студентами педин­ститута, где я была старшим препода­вателем, - говорит Карина Барсукова. Будучи в 11-м классе, Карина прове­ла свой первый урок: срочно требова­лось заменить внезапно заболевшего учителя.

- Это был седьмой, коррекционный, класс, ученики которого считались первыми озорниками в школе. И поэтому тому ждала какого-то подвоха с их сто­роны. Однако за весь урок они ни разу не нарушили дисциплину, мы даже ра­зобрали несколько упражнений. И по­том, проходя студенческую практику в школе, никогда не волновалась при проведении уроков, - рассказывает пе­дагог. - Но когда я пришла дипломи­рованным специалистом и проводила самый первый урок в первом классе, боялась оторваться от заготовленного конспекта. У меня дрожали коленки, боялась пропустить пункт из конспек­та, иначе все пойдет не по плану. Спа­сибо руководству 20-й гимназии, что дали, мне, молодому педагогу время на адаптацию. Сейчас я сама настав­ник молодого учителя, но не забываю советы, которые давал мне, например, завуч. Учитель спрашивает в начале урока: «У всех есть лист бумаги?» И когда учитель так спросил, значит подразумевает утверждение. Однако в классе может быть скромный и стес­нительный ребенок, у которого нет листа, и он может не сказать об этом. Надо спрашивать по-другому: «У кого нет листочка?»

Сейчас Карина Рафиковна Барсуко­ва с улыбкой рассказывает об уроке, который она проводила в присутствии администрации школы. Как она гово­рит, в тот день тщательно готовилась к классному часу, рисовала для сво­их первоклашек «солнышки» и легла спать в три часа ночи.

- Я всегда готовлюсь к урокам, а тут решила, что по ходу разберусь, – гово­рит она. – Урок, на который пришли директор гимназии, завуч, я провела безобразно. А выходя из кабинета, ди­ректор еще и поблагодарил меня. От этого стало еще ужаснее. В итоге по­том в кабинете завуча я разревелась. И вместе разбирали мои ошибки.

Через полгода Карина Рафиковна Барсукова участвовала и победила в гимназическом конкурсе молодых учителей «Педагогический дебют». Спустя год гимназия направила ее на городской конкурс молодых учителей «Признание», в котором она стала призером. Еще одним конкурсом ста­ло участие в фестивале методических идей молодых педагогов, который проходил в Самарской области.

- Из Мордовии тогда участвовало несколько учителей, много было педа­гогов из Самарской области, которые приехали со своими группами под­держки, - говорит Карина Барсукова. – Моя задача была выступить достой­но. Неожиданно для меня мою фа­милию называют в номинации вроде «приза зрительских симпатий». И тут меня вызвали на сцену, объявив побе­дителем всего конкурса. Дальше было много конкурсов профессионального мастерства. Они дают мне вдохнове­ние, вызов себе, познание сильных и слабых сторон – развивать и исправ­лять их. Городской конкурс «Учитель года» - новая ступенька к повышению профессионального мастерства. Спа­сибо моему мужу, который меня под­держал и помогал во всем.

Как говорит Карина Барсукова, в одном из конкурсных испытаний она представила цифровые технологии, которые дают возможность облегчить труд учителя и более наглядно пред­ставлять информацию детям.

- Я могу создать с помощью спе­циальных программ учебный муль­тфильм, не умея рисовать, и детям будет интересен этот мультфильм, - считает педагог. - Ведь ребенком по-разному воспринимается то, что читает в книге, что видит на экране, что говорит учитель. Мои ученики сейчас третьеклассники, и я радуюсь тому, какие они у меня умные. Очень серьезно рассуждают, почему растет доллар, как экономика зависит от по­литики. На уроке по окружающему миру как раз изучали такой раздел – чему учит экономика. На уроках ста­раюсь проводить ассоциации с жиз­нью: на практических примерах детки хорошо понимают материал.

На одном из конкурсных испытаний «Учитель года» Карина Рафиковна Барсукова показала детям телеско­пический кубик, изготовленный по технологии скрапбукинга. Она объ­яснила, что маленький верхний кубик – это Саранск, средний – многонаци­ональная, гостеприимная Мордовия, а самый большой кубик – наша великая Россия. Скрапбукингом Карина Барсукова увлеклась во время декретного от­пуска. Ей хотелось, чтобы у ее дочки был альбом с красиво сделанными открытками и конвертами, в котором хранятся дорогие сердцу матери пред­меты. Она даже завела свой ютуб-ка­нал, на котором выложила несколько мастер-классов. А недавно и старшая дочка сделала первую открытку в сти­ле скрапбукинг на день рождения ба­бушки.

- На вопрос подготовки ребенка к школе я смотрю и как педагог, и как мама: моя старшая дочка в этом году пойдет в первый класс, - говорит Ка­рина Рафиковна. - Для меня главное - чувство психологической готовности к школе, понимание того, что он хочет учиться. Не все дети могут склады­вать буквы в слоги, поэтому сначала чтение дается нелегко. До семи лет основная ведущая деятельность ре­бенка – это игра, он должен отыграть свое. А родители должны настраивать ребенка, что школа – это труд, но в то же время интересный. А справиться с трудностями ему помогут и родители, и учитель.

 

Альбина ДАВЫДОВА