Щит и меч защитника Отечества подарил Президенту России Владимиру Путину в Кремле Верховный муфтий Талгат Таджуддин. А на щите изображены богатырь Илья Муромец, победивший в эпоху Древней Руси Соловья-разбойника, и татарский поэт Муса Джалиль, не предавший Родину и казненный в Моабитской тюрьме в Германии. Илья Муромец стал героем славных легенд и преданий, а Муса Джалиль – Героем Советского Союза. Эти доспехи муфтий заказал мастерам сразу после начала специальной военной операции. На щите, подаренном Путину, изображены два богатыря, два защитника Отечества. Они жили и творили свои подвиги в разное время, но они живо перекликаются между собой в неделимой тысячелетней истории России. Сегодня именно их общие потомки стоят на защите Родины, мерзнут в окопах, горят в танках, освобождая отчую землю от вражеских сил. А современных героев заслоняют собой Илья Муромец и Муса Джалиль. С ними, конечно же, и Михаил Девятаев, улетевший из концлагерного ада на угнанном немецком самолете, унизив тем самым фашистскую Германию; и Газинур Гафиатуллин, закрывший грудью вражескую амбразуру. С ними и современный уроженец Мордовии Давыд Малыйкин, получивший звание Героя России за свой подвиг в специальной военной операции.
Можно сказать и так: история Оте-чества – как горница, где поселились герои и подвижники. В этой горнице и Древняя Русь Ильи Муромца, и советское Отечество Мусы Джалиля. Но при этом жив и по-прежнему агрессивен и Соловей-разбойник – ныне в лице Запада, жаждущего «победить Россию на поле боя». Кстати, поверженного Соловья-разбойника Илья Муромец доставил в «стольный Киев-град», где тогда правил русский князь Владимир Красное Солнышко. А сегодняшний «Киев-град» пока подвластен противникам России – западным «наследникам» Соловья-разбойника. И вековая клевета Запада на Россию – не враждебный ли «свист» Соловья-разбойника, перекрывавшего прямую дорогу из Мурома в Киев? Но западная клевета не может поколебать Россию; Россия не сгибается от «свиста» Запада, как от свиста Соловья-разбойника в Древней Руси сгибались и вековые деревья. Будто и сегодня Илья Муромец той же дорогой стремится верхом на вороном коне в «Киев-град» – чтобы освободить Киев теперь уже от западного антироссийского влияния. Сегодня и некогда поверженная Германия с ее незаживающим Моабитом, где казнили Мусу Джалиля и других наших соотечественников за любовь к своей Родине, не успокаивается и вооружает Украину против России…
Вечны наши герои, но живы и наши не смирившиеся противники. Они, скорее всего, и не смирятся никогда, и тщетными оказываются попытки Российской Федерации по-доброму взаимодействовать с ними. Потому в России никогда не прекращается время героев; а в это время только крепнет межнациональное родство нашего народа.
Из межнационального братства и рождаются герои. Такова их вечная родословная. Будто и в окопах Донбасса сегодня и мой дед-жестянщик – без вести пропавший на фронте во время Великой Отечественной войны. Татарин – вместе с русскими, вместе с мордвой. Не сохранилось у нас дома его фотографии, но его помнит богоугодная история нашей земли. Мой дед, можно сказать, был вместе и с Мусой Джалилем, и с Михаилом Девятаевым, и с Ильей Муромцем, хотя никогда, наверное, и не слышал о них. Дед вместе с ними сражался за Родину. Бабушка, потерявшая на войне еще и старшего сына, моего дядю, ослепла от горя, будто до слепоты выплакала свои глаза. Она ежедневно молилась о муже и сыне под постукивание четок, сделанных из финиковых косточек. В раннем детстве я слышал эти молитвы и запоминал их. Не сомневаюсь, что и дед молился в окопе, молились и его сослуживцы. От искренних молитв солдат будто еще ярче становились и красная армейская звезда, и грядущий флаг Победы. Так было вчера. Так же и сегодня – в окопах Донбасса, где звучат и мусульманские, и православные молитвы, где победно шелестят четки и победно светятся иконы.
И мой отец-колхозник, когда очень ранним утром в мороз и метель ежедневно уходил на молочнотоварную ферму, чтобы запрячь в колхозном конном дворе лошадь, а потом грузить и развозить замерзшее сено или солому, подпоясывался солдатским ремнем с медной бляхой, на которой блестела огромная звезда.
А в суровое военное время мой отец мальчишкой пахал землю, сеял хлеб для фронта. Пас лошадей в ночном вместе с другом Иваном Николаевичем Емелиным из ближайшего русского села Кабаново. Иван потом стал колхозным конюхом и был всегда дружен с моим отцом. Однажды в юности, работая в ельниковской районной газете «Трибуна колхозника», я получил задание написать материал о человеке, чье детство выпало на военную пору. Посоветовался с отцом. И он сказал: «Про конюха Ивана Емелина напиши». С тех пор я и продолжаю писать про межнациональную сплоченность наших людей, породненных общей землей; породненных фронтами и окопами, щитом и мечом.
Без громких слов перекликаются на щите, подаренном Таджуддином Путину, Илья Муромец и Муса Джалиль. Здесь же незримо присутствуют и мои древние предки – темниковские мурзы, которые вместе с русскими и мордвой создавали общее государство, затем органично растворившееся в России и укрепившее ее державную суть. Темниковские мурзы всегда оставались российскими патриотами, защита Оте-чества для них была священной – молитвенной – традицией. Даже на Казань в XVI веке шли вместе с русским царем. Будто и в окопах Великой Отечественной войны все они были вместе – потому что в темном и сыром окопе сиял, как ангел, победный дух, рожденный не в небесах, а в недрах нашей древней многонациональной истории.
А историю я вижу так: во фронтовом окопе соединились народы в лице своих героев и разные эпохи. Сплоченность не только народов, но и эпох на этой земле помогла нашей Родине сотворить радостную Великую Победу. Соединение разных эпох со своим героическим опытом на поле боя – это и приблизило победный час…
В 2023 году, в разгар специальной военной операции, Владимиру Путину в дагестанском Дербенте подарили Коран из священной Мекки. Тогда Путин напомнил слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Мусульмане – это наши братья». И прижав священную книгу мусульман к своей груди, Президент России сказал: «А Коран найдет свое достойное место в Кремле». И еще раз глава государства напомнил всей России и всему миру о том, что святыня мусульман Коран в России и для всех других конфессий является святыней.
Свое достойное место в Кремле, скорее всего, нашли и меч со щитом, подаренные Президенту муфтием Талгатом Таджуддином, который, кстати, и сам во время торжеств носит в ножнах символическую саблю. И это закономерно: в России ислам неизменно находится на страже нашего единого государства. Было даже так: Таджуддин, выступая на одном из митингов в Уфе в защиту Оте-чества, размахивал своей символической саблей и объявил «джихад» против Америки. Это, конечно же, был символический порыв, ни о каких «джихадах» в современном светском обществе не может быть и речи. Да и смысл такого выступления муфтия был в другом: российский ислам – всегда за Родину и всегда против ее геополитических противников. Кремль, где сейчас обрел свое достойное место Коран, подаренный Путину в Дербенте, тогда правильно понял поступок крупного религиозного деятеля страны. В этом поступке Таджуддина было только одно – любовь к Отечеству, которая, по словам пророка Мухаммеда, есть часть нашей веры.
Верховный муфтий Талгат Таджуддин в 2022 году приезжал в Мордовию в связи с проведением здесь Всероссийского сельского Сабантуя. И тогда он вручил мне награду Центрального духовного управления мусульман России – медаль «Аль-Игтисам» («Сплоченность»). Действительно, сплоченность нашего многонационального народа – очень важная для меня публицистическая тема на протяжении многих лет. Более того, эта тема уже много веков сердечно дорога самой России, пишущей свою неповторимую державную историю под вечным солнцем.

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ