Мы сильны своими корнями
У каждого человека есть свои родовые корни. Кто-то знает о них много и составляет таблицы о своих прадедах, кто-то знает совсем мало. Большинство из нас, татар, старается не забывать родной язык, традиции, обряды, значит, сохраняется история татарского народа. Так и через свои корни многие хранят память о предках, по крупицам собирая историю своего рода, которая становится частью истории Отечества. Потомки в свою очередь продолжат род и сохранят память о роде для следующих поколений.
И что значат для представителей татарского народа их татарские корни?
Румия Абдулловна Деликамова, библиотекарь Горенковского сельского поселения Зубово-Полянского района.
- Родная земля для меня - пензенская, там мои корни, похоронены бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки. И все же я горжусь, что здесь в Зубово-Полянском районе, среди мордовских татар, есть и пензенский род, что я принесла сюда что-то и из своего края. Это для меня ценно и дорого.
Пока молодые, мы не ощущаем, что такое родовой корень. Человек молод, и кажется, что все еще впереди. А с возрастом все сильнее чувствуется зов родных мест, родных татарских корней. И не случайно человек любой национальности хочет прожить последние годы жизни на малой родине. Своя земля поддерживает и помогает. Ведь татары, выросшие здесь и уехавшие, например, в Санкт-Петербург, к концу жизни стремятся попасть на родину, чтобы быть похороненными в родном Татарском Лундане, чтобы и на «том свете» быть рядом с родовыми татарскими корнями.
Моя мама также перебралась из города в родное село Усть-Уза, которое не так далеко от самого большого татарского села России Елюзани Пензенской области. Здесь, как она всегда говорит, родные татарские корни нашей семьи, могилы бабушек и дедушек. И, конечно, как было бы хорошо знать историю глубже, быть ближе к предкам. Я не пробовала «копать» свою родословную. Когда я была маленькая, слышала много рассказов, кто откуда. Раньше как-то не задумывались над этим вопросом. Маму теперь специально порасспрашиваю.
Малик Нетфуллович Ямбушев, заслуженный художник Мордовии.
- Мне очень хочется заглянуть глубоко в свои родовые корни. Знать своих предков, откуда пошел твой род – это большое дело. Ведь даже при желании что-то узнать это не всегда бывает возможно: что-то утеряно, ушло из памяти стариков. Уйдут столетия в прошлое, а твоя родословная будет обогащаться новыми ветвями. Разве не может не вдохновлять и окрылять меня как художника, да и просто человека, это важное обстоятельство!
Все мои предки, как я и сам, родом из Татарской Тавлы Лямбирского района. Я знаю, что одного из моих прадедов звали Ахметжан, по материнской линии дед был сеннятче, выполнял важный мусульманский обряд – обрезание. В Татарской Тавле так все переплетено, что покопаться – и каждый третий друг другу родственник. Ведь раньше предки жителей этого села жили в Подлесной Тавле, ныне Кочкуровского района. Я там бывал, бывал и на Татар пандо (по-эрзянски) – Татарской горе, где похоронены далекие предки татар-тавлинцев. Жили все вместе в тех краях, а потом татары ушли в другое место.
Этим летом в Подлесной Тавле мы, художники, были на плэнере. Места там просто прекрасные не только для проживания – холмы, речка, лес, грибы, ягоды, но и для художников – замечательные получаются пейзажи. Я не знаю мордовского языка, но всегда здоровался с жителями по-мордовски «Шумбрат!». И они предлагают принести чай, угощают яблоками, огурцами. И тут же на подносе приносят. Очень радушные и гостеприимные люди, на татар похожи. Ведь столько веков вместе в Подлесной Тавле жили! Подарили мне колесо от телеги и прялку – пригодятся для будущих картин.
Шамиль Закариевич Бикмаев, заслуженный предприниматель Мордовии.
- Исламская культура нашей республики начинала формироваться в Темникове. По преданию, старейший город Мордовии основал князь Саид-Ахмет Бехан, который в 1298 году прибыл из Золотой Орды для сбора ясака. От Бехана пошли многие татарские княжеские роды – Еникеевы, Терегуловы, Тенишевы, Кугушевы, Акчурины. Эти татарские мурзы защищали границы Российского государства от степных кочевников, верой и правдой служили царю. Российское государство награждало их титулами, несмотря на то, что они были не православной, а магометанской веры. Им учреждали отдельный орден за службу – причем с мусульманской атрибутикой.
Служивые татары показали отличный пример того, как на одной территории можно прекрасно уживаться с другими народами. Часть из них отправили на охрану рубежей Атемарского вала, где проходила засечная черта государства. Постепенно сформировались татарские окрестные села Аксеново, Белозерье...
Мои предки также были государственными служивыми крестьянами. Я горжусь этим. Любой живой организм силен своими корнями и опирается на них. Это касается человека, общества и государства. Если мы отрекаемся от родной истории и культуры, то теряем мощь, стабильность и опору...
Рашид Хусаинович Торпищев, председатель мусульманской религиозной организации села Татарская Пишля Рузаевского района.
- Если человек забывает о своих корнях, не знает, какого он роду-племени, то он перестает просто себя уважать. Я понимаю, когда ребенок вырос в детском доме, как тяжело не знать, кто ты и откуда. Есть у нас такой парнишка, приходит в нашу мечеть.
Даже в священном Коране написано, что мусульманин должен знать свою родословную до седьмого колена. А мы не знаем. Как важно иметь бабушку-дедушку, чтобы они могли рассказать, кто ты такой, откуда пришел, куда уйдешь. И этим тоже воспитывается в детях и внуках уважение к своему народу.
Мои родовые корни – из села Татарские Юнки Торбеевского района, откуда родом и отец известного теннисиста Шамиля Тарпищева. Но я очень мало знаю о своих предках. Это плохо и меня очень огорчает. Родители не рассказывали, потому что они росли во время войны, а их родители умерли рано. Поэтому так и обрывается наша родословная. Но родственников, слава Аллаху, много. Моя племянница привезла из Казани специальную схему для родословного дерева, расспрашивает меня. И мне стыдно, что ничего не могу рассказать. Но другие-то старики знают. Поэтому, пока они живы, записывайте. И свои корни должны знать все – татары, мордва, русские. Это только укрепляет дружбу между нами.
И у каждого села должна быть история, писать ее нужно для будущих поколений. Например, в Татарской Пишле был колхоз-миллионер. Сколько людей вложили свой труд в его процветание! И об этом бы тоже надо написать.
Халися Сафиулловна Кугушева, директор Тархановской средней школы Темниковского района.
- Я сама родом из села Адаево Темниковского района, моя девичья фамилия – Акбулатова. В Адаеве многие жители имеют такую же фамилию, но при этом не являясь родственниками. И у нашего рода составлена родословная в виде большого дерева, в которой указано около десяти поколений моих предков по мужской линии. Фамилия Акбулатов в Адаеве не случайна: оказывается, все мы происходим из одного корня. Поэтому в наших татарских корнях – история и традиции народа.
Очень приятно встретить знакомые фамилии где-то далеко, например, в Башкирии. Во времена крещения Иваном Грозным из наших мест уехало много татар, не захотевших принять христианство, и которые селились потом на свободных башкирских землях, давая своим селениями, например, название Кыргалы («В поле»). Мой свекр Умяр Хафизович вспоминает, что на реке Аксел когда-то работала мельница, которая принадлежала их семье. Так ее и называли «Кугуш мельнич?». Он житель блокадного Ленинграда, но родился здесь, в Тарханах.
Хочется, чтобы наши дети не забывали наши корни, с уважением относились бы к памяти предков.
Альбина Давыдова