Традиции семейного уклада, что складывались веками у татарского народа, являются той незыблемой основой, которая обеспечивает современной семье ее сегодняшнее благополучие. Почитание к старшим, уважение супругов друг к другу и крепкая любовь, взаимное уважение и доверие.
Семья – это носитель этнокультурных традиций, поэтому институт семьи для татар важен для сохранения своей национальной и религиозной идентичности. Современная молодая татарская семья, испытывающая на себе влияние нынешней «цивилизации», предпочитает жить самостоятельно, отдельно от родителей, являющихся носителями и традиций и обычаев, которые старается передать молодым.

Однако молодые, особенно на первоначальном этапе своей семейной жизни, вынуждены не раз прибегнуть к родительской помощи и доброму совету.Подобную связь нескольких поколений можно проследить и на примере молодой семьи Феткуловых, Рената Фаридовича и Гузяль Юнировны, которые живут в городе Саранске, но со своими сельскими корнями порывать не собираются. Ведь именно там, в семейном гнезде, откуда они вылетели в юности, ждет их неповторимое тепло семейного очага, аромат пирогов, добрые папины глаза и теплые мамины объятия, дельный отцовский совет и мудрые материнские наставления. Недаром так часто гостят молодые супруги у тавлинских родителей Гузяль. Дом на живописной улице в селе Татарская Тавла, откуда она родом, для нее дороже и прекрасней всех самых удивительных мест на земле. Этой любовью к родному селу она сумела заразить и мужа, родовые корни которого происходят из сел Белозерье  и Черемишево.
Родительский пример и авторитет для молодых был настолько велик, что они даже друг друга для будущей совместной жизни выбрали, подсознательно ориентируясь на материнские и отцовские образы. Девушку привлекли в избраннике тактичное и деликатное отношение к женщине, которые она наблюдала у своего собственного отца к матери, надежность и порядочность. Ренат был пленен обаянием Гузяль и ее энергичным характером и практичным взглядом на жизнь, чем она подсознательно напомнила ему маму.      
Семья их еще довольно молодая. Познакомились будущие супруги пару лет назад. В Саранский филиал Казанского гуманитарного института, где работает методистом Гузяль, пришел поступать парень, и привел с собой друга. Ренат и Гузяль сразу понравились друг другу. Стали встречаться. «Конфетно-букетный» период, с улыбкой сказала нам Гузяль, длился довольно долго – целых три года! По нынешним меркам срок довольно солидный. Зато успели узнать друг друга. И поняли, что созданы один для другого. «Если знакомство наше было обычное, ничем не примечательное, – говорит Гузяль, – то предложение он мне сделал довольно оригинально. Под совершенно отвлеченным предлогом выманил меня на улицу и прямо перед окнами моего места работы преподнес букет цветов и предложил руку и сердце. Было это 14 февраля – на день влюбленных».
Сыграв свадьбу, молодожены поселились в городе, на ТЭЦ-2 – в доме свекрови, Равили Хафизовны. Отношения с мамой мужа у открытой душой Гузяль, с покладистым характером и багажом важных премудростей семейной жизни, которым наделила ее мама, сложились сразу. Пресловутая проблема непростых взаимоотношений современных невесток и свекровей, как-то обошла их семью. Разногласия, конечно, возникают, как и у всех, но незначительные – неспособные испортить атмосферу добра и взаимопонимания, которые создает старшее поколение, и всеми силами поддерживает младшее. С благодарностью принимают Гузяль наставления своей второй мамы, которая старается привить своей невестке, как и собственным сыновьям, богобоязненность и уважение к традициям, к языку. Ее сыновья, Ренат и старший Равиль регулярно посещают мечеть. И хотя младший, в отличие от мамы и брата, еще пока не читает намаз, но старается придерживаться законов Всевышнего и знает много мусульманских молитв, которым еще в детстве обучила их мама. Это воспитание в атмосфере духовности и почитания семейных ценностей помогло, в свою очередь, и Ренату успешно влиться в семью своей жены, став неотъемлемой ее частью. Для Сании Самиулловны и Юнира Камильевича он словно стал третьим сыном, наряду с Азатом – младшим братом Гузяль.
Сейчас дружное семейство Феткуловых-Абдюшевых (девичья фамилия Гузяль) просто души не чает в новом, крохотном члене семьи – восьмимесячном Амине – сыночке Рената и Гузяль. Этот малыш, уверенно и радостно рассекающий просторы уютной гостиной на ходунках, родился в знаменательный день – 9 мая! Когда маленький человечек появился на свет, вся семья принялась активно думать над именем. Очень хотелось им, чтобы было не банально и, в то же время, просто и приятно для слуха, благозвучно и в соответствии с религиозными и национальными традициями. Так остановились на Амине – одном из множества исламских имен, означающих верность, надежность и чистоту. Он, конечно, еще не говорит, а лишь лепечет, что-то понятное лишь ему одному, но мамины и папины призывы понимать уже научился. Причем, и по-русски, и по-татарски. Моему вопросу – будут ли они обучать Амина татарскому языку? – родители даже немного удивились: а как же иначе? «Я часто включаю для нашего сына музыкальные сказки, стихи и колыбельные на татарском. И знаете – он слушает! Да еще так внимательно!»
Младенец приходит в наш мир чистым от греха, но как утверждают многие ученые, отнюдь не неразумным. Исследователи говорят, что дети все понимают и чувствуют еще в утробе матери. Если так, то разве могут ему быть неприятными звуки родной речи, эта сладкая музыка, которую он впитывает буквально с молоком матери?!.. Для старшего поколения безусловен приоритет татарского языка в семье. Да и Ренат с Гузялью стараются больше говорить по-татарски. Если для последней это просто, как воздух, то Ренат, который рос среди русских друзей, учился в городской русскоязычной школе, конечно, привык изъясняться на русском. Хотя и говорят, что привычка вторая натура, все же он старается ее изменить. И стремится расширить свои навыки общения на родном языке. Благо, Гузяль то и дело сворачивает беседу в русло разговора на татарском. Да и семейная языковая среда обволакивает его, словно теплым мягким одеялом, согревает и рождает желание говорить на языке предков.
Молодые и песни татарские слушают, конечно, в современной обработке – куда же от этого денешься?! К сожалению, далеки пока вкусы большой части современной татарской молодежи от лучших образцов татарской народной классики. Сыграла свою негативную роль повсеместная урбанизация и так называемая цивилизация. В погоне за удобствами и материальным благополучием начали мы забывать о своих духовных и национальных корнях. Пришло время их возрождать. И в этом деле главное слово, безусловно, – за татарским селом, где национальные истоки еще живы, и питают своих дочерей и сыновей своими живительными соками.
Может, поэтому молодая семья Феткуловых, желающая обзавестись собственным жильем, среди возможных вариантов, очень внимательно рассматривает вариант жизни на селе – ближе к земле, к родным, к своей национальной культуре…
Материальные блага, упомянутые выше, конечно, играют не последнюю роль в обретении стабильности и семейного благосостояния. Здесь снова выручают старшие. В полном расцвете сил мамы – главный бухгалтер «Монтажсервиса» Сания Самиулловна и индивидуальный предприниматель Равиля Хафизовна, имеющая свои торговые точки, – и папа, Юнир Камильевич, охранник на одном из саранских предприятий. Весьма существенную поддержку оказывают они бюджету молодой семьи. Молодые, конечно, и сами трудятся не покладая рук: Гузяль прибавляет к очень небольшому ежемесячному пособию зарплату методиста, работу которого она выполняет на дому, а Ренат с восьми до восьми трудится менеджером-администратором, выполняющим охранные функции, в одном из ювелирных салонов Саранска. Из декретного отпуска Гузяль намеревается выйти, когда Амину исполнится полтора года. Место в городском детском саду для малыша уже зарезервировано. И если все сложится, как намечено, то она вновь вернется к любимой работе и коллегам, по которым безумно соскучилась.
Вот так живет молодая татарская семья Феткуловых, где глава семьи Ренат Фаридович, внимательный и заботливый к домочадцам, уважает мнение жены, а Гузяль Юнировна хранит огонь семейного очага. Оптимистично смотрит в будущее. Копит деньги на собственное жилье и старается не отрываться от родных корней. В самые любимые и почитаемые праздники – Ураза-байрам и Корбан-байрам – большая семья неизменно собирается вместе вкусить неповторимые блюда традиционной татарской кухни и поделиться теплом души.

 

Умида Баймашева