Долгое эхо минувшей войны
Трудно в нашей стране найти семью, не опаленную огнем Великой Отечественной войны. В этой войне участвовали и члены нашей семьи.
Равиля Арифовна Мещерова и Равиль Арифович Мещеров, живущие в селе Акчеево Ельниковского района, помнят отца лишь по рассказам своей матери. Потому что еще до начала войны их отец – Ариф Хасянович Мещеров, был призван в ряды Красной Армии в 1939 году, когда Равиля Арифовна еще не родилась, а Равилю Арифовичу было всего два годика.
Мещеров Ариф Хасянович проходил службу на Дальнем Востоке в Даурии. Когда служба уже подходила к концу, началась война, и поэтому все солдаты-срочники не были демобилизованы из своих частей, а сразу же уходили на фронт.
В начале 1942 года, когда шли ожесточенные бои под Ленинградом, 311 стрелковый полк из Даурии был этапирован в Эстонию, а затем часть 65 ксд, где служил Ариф Хасянович, перебросили в Новгородскую область. В это время здесь проходило сражение, начавшееся 13 января 1942 года после разведки боем, продолжавшееся до 27 июня 1942 года. При этом бои то стихали, то разгорались с новой силой. Атаки сменялись контратаками, кризисные ситуации, страдания и невероятные трудности, которые приходилось переживать солдатам, ложились тяжелым грузом на плечи командования и войск. Это была битва за Волховский котел. Отпускники и пополнение, следовавшие в эшелонах, снимались с поезда, формировались в импровизированные подразделения и отправлялись в бой. Маршевые батальоны из резервной армии восполняли при необходимости потери частей, потерпевших поражение. Солдаты охранных дивизий и тыловых служб, старые вояки, принимавшие участие еще в Первой мировой войне, шли в бой и сражались так же яростно, как когда-то.
В одном из последних боев 27 июня 1942 года в Новгородском районе под совхозом Красный Ударник Ариф Хасянович Мещеров бил убит, о чем было доложено командованию в «Донесении о безвозвратных потерях» за №20573 от 20.08.1942 года. Его друг, сослуживец и земляк Александр Васильевич Шумкин из села Старые Каньгуши Ельниковского района похоронил его между двух берез прямо на поле боя. Позднее всех, кто погиб в этом бою, перезахоронили в братскую могилу в деревне Захарьино, что в Новгородской области.
К сожалению, ни фотографии, ни похоронки у нас не сохранилось. Лишь благодаря сайту Министерства обороны РФ «Память народа» нам удалось разыскать эти очень важные для нас сведения.
Лилия Мещерова