Булат Козлов: «Водой из арыка мы поливали наш сад»
15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. С той войны домой, в Мордовию, не вернулись 69 военнослужащих. А всего почти три тысячи уроженцев нашей республики, среди которых было немало татар, проходили службу в этой далекой азиатской стране. Булат Ислямович Козлов также был направлен, как тогда говорили, выполнять интернациональный долг в Афганистане. Он поделился с нами своими воспоминаниями о том периоде в его жизни.
Булат Ислямович сейчас живет в поселке Ромоданово, а родом он из села Хаджи Лямбирского района. После окончания восьми классов в школе соседнего села Кривозерье он учился в профессионально-техническом училище в Саранске, где получил специальность деревомодельщика.
Такие специалисты требовались для саранского литейного завода, цех так и назывался - деревомодельный. На предприятии Булат успел поработать около трех месяцев, когда пришла повестка в армию. Шел 1984 год.
- Нас тогда с Лямбирского района было 12 человек, отправили сначала в Рузаевку на призывной пункт, - вспоминает Булат Ислямович. – А уже оттуда мы поехали в Пензу. Нас, призывников, со всей страны собралось 550 человек. Нам выдали военную форму. Еще в Рузаевке сказали, что меня направят на учебу в Туркмению, так как у меня специальность подходящая. Сначала наша группа две недели находилась в военной части в Самарской области, откуда нас отправили в Туркмению. Мы все уже знали, что после трех месяцев «учебки» нам предстоит служба в Афганистане.
В начале февраля более полутысячи советских военнослужащих посадили на «Камазы» и через реку Термез переправили в Афганистан. Так начались долгие месяцы армейской службы в чужой стране, где шла гражданская война. Булат Козлов и еще три человека из их команды попали в минометную батарею, которая дислоцировалась в городе Баглан.- Парня из Челябинской области, помню, определили в штаб из-за красивого ровного почерка, - рассказывает Булат Ислямович. – Второй сослуживец стал водителем военной машины. А нас двоих – минометчиками. Правда, через две недели службы меня направили в Центральный Баглан, где я и прослужил также минометчиком.
В задачу минометной батареи входила охрана дорог и колонн советских войск, которые направлялись от Кундуза до Пули-Хумри, от нападений афганских душманов. По словам Булата Козлова, их военный гарнизон был небольшой и состоял из шести взводов: разведывательного, танкового, артиллерийского, связистов, минометного и хозяйственного.
Булат Ислямович рассказывает мне об устройстве минометных установок, их видах и особенностях. Он показывает небольшие черно-белые фотографии, сделанные в то время. Вот он рядом с сослуживцем возле минометной установки, вот он среди пышных цветов.
- Наш гарнизон располагался на довольно равнинной местности, которая была по-настоящему цветущим садом, в котором росло много зелени и цветов, - поясняет Козлов. - Горы были достаточно далеко. Два-три раза в неделю приходилось выбираться в город, переодевшись в обычную одежду, которую носили местные жители. Афганские женщины, конечно, ходили в парандже. Вблизи гарнизона протекал арык, водой из которого мы снабжали часть для своих нужд, в том числе и для полива нашего сада.
Кстати, он говорит, что со стороны мирных афганцев не было агрессии. Скорее, наоборот, общение было дружеским. Около года Козлов прослужил в должности заместителя командира минометного взвода, много раз пришлось ездить в Пули-Хумри, рискуя жизнью, за боеприпасами: на Булата Ислямовича были возложены обязанности заведующего складом боеприпасов.
- За время службы произошло много разных событий, - рассказывает бывший «афганец». – Не всегда и не обо всем хочется говорить. Вот осенью 1985 года развернулась масштабная армейская операция, которую мы поддерживали минометным огнем, затем присоединилась артиллерия. Потом в бой вступили члены Царандоя (тогда так называлось министерство внутренних дел Афганистана), уже после – пошла наша пехота.
Он скупо рассказывает о случае, когда их гарнизон однажды ночью подвергся вооруженному нападению бандитов. Бандитская атака была отражена. К счастью, никто из советских солдат не погиб. Лишь несколько человек были ранены.
Дороги сердцу бывшего «афганца» медали «От благодарного афганского народа» и «Воину-интернационалисту».
Булат Ислямович вспоминает, насколько серьезно подходили в военной части к вопросу санитарии:
- У каждого взвода был свой набор посуды в столовой, обязательно ее мыли горячей водой. Нательное белье и постельное белье раз в неделю кипятили в больших баках. Это было важно, чтобы не допустить инфекционных болезней, например, желтухи. И до конца моей службы у нас никто не болел от инфекций.
А прослужил Булат Козлов в Афганистане с февраля 1985 года по октябрь 1986 года. Для родителей эти месяцы тянулись особенно долго. И встреча дома, конечно, была со слезами на глазах.
- Родные уже знали, что я демобилизовался и вот-вот приеду домой, - говорит Козлов. – Приехал в родительский дом вечером, привычно открыл замок. Мама что-то вязала на спицах, отец смотрел телевизор, два младших брата играли в настольный хоккей. Сначала – не поверили своим глазам. А утром дом был полон родственников.
Булат Козлов вернулся на прежнее место работы, однако деревомодельный цех уже не функционировал стабильно, как прежде. И Булата Ислямовича приняли на работу во вневедомственную охрану, которая входила в структуру МВД.
Больше 30 лет он живет в поселке Ромоданово. Два года Козлов проработал милиционером в медвытрезвителе в районном центре. А в следующие годы вплоть до выхода на пенсию охранял и банк, и мукомольный комбинат, и сахарный завод. Сотрудники вневедомственной охраны выходили охранять и общественный порядок.
- С женой мы живем дружно! – говорит Булат Ислямович. - Супруга Зульфия Фяритовна родом из села Ломаты Дубенского района, работает в районной поликлинике медицинской сестрой. Мы вырастили сына.
Булат Козлов уволился из органов внутренних дел в звании старшего сержанта. Сейчас он продолжает работать в частном охранном предприятии.
Альбина Давыдова