Ополченцы в борьбе с фашистскими захватчиками
В самом начале Великой Отечественной войны зародилась одна из самых массовых форм участия советских людей в борьбе с захватчиками – народное ополчение. 2 июля 1941 года принято считать днем создания этого массового патриотического движения.
Инициатива создания массовых формирований народного ополчения принадлежала парторганизациям и трудящимся Ленинграда.
30 июня 1941 года началось формирование Ленинградского ополчения. Также только за июль в Москве появилось 12 дивизий народного ополчения, а к октябрю было сформировано еще 4 дивизии.
Из села Алтары Ромодановского района в народном ополчении Ленинграда и Москвы участвовали многие сельчане, которые в поисках работы уезжали в большие города.
В рядах Ленинградского ополчения из нашего села воевали 8 человек.
Из воспоминаний жены Хамзы Мензуллова, ополченца Кировского завода, Айшы Сенятулловны: «…как только в Ленинграде было введено осадное положение, для защиты города стали создавать ополчение. Мой муж Хамзя Алимович со своими друзьями решили записаться в ополченцы. Их записали, выдали оружие и сразу отправили на оборону Ленинграда. Первое боевое крещение состоялось уже 10 июля на пути к Лужским позициям. Тогда немцы перешли границу города, и завязались первые бои за Ленинград. Тогда они не подпустили немцев к городу. Немцы провели предварительный артобстрел, затем авианалет и пошли в атаку, считая, что уже никого не осталось, и вдруг, как из-под земли, вырастает дивизия ополченцев, которые идут со штыками наперевес в рукопашный бой».
В сентябре 1942 года Айше Сенятулловне пришло извещение, в котором было написано: «… Ваш муж Хамзя Алимович, храбро защищая город Ленинград, пропал без вести».
Сама Айша Сенятулловна тоже записалась в народное ополчение Ленинграда. Из воспоминаний Айшы апы: «Как мы оказались в Ленинграде? В тридцатые годы в селе не было работы, Хамзя в поисках работы уехал в Ленинград, вначале работал на строительстве метрополитена, а потом устроился на Кировский завод. В 1938 году он приехал в отпуск, и мы уже все вместе уехали в Ленинград. Сын Касим поступил в военно-морское училище. Вначале войны был курсантом училища Краснознаменного Балтийского флота и до конца войны защищал Ленинград.
Как только мы записались в ополчение, нас распределили по командам по 10 человек. Нас определили в местную противовоздушную оборону (МПВО). Наша задача состояла в том, чтобы быстро предупредить население о приближении немецкой авиации к городу и вовремя сопроводить людей в бомбоубежище.
Нас днем и ночью обучали военному делу, учили маршировать, стрелять из винтовки, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, но самое главное - осторожно тушить не разоравшиеся фугасы на крышах домов. Кроме того, нужно было ходить по квартирам и регистрировать умерших.
Вдоль улиц были вырыты траншеи, чтобы прыгать туда при артобстрелах.
Кроме основной работы, мы вели патрулирование улиц, ловили диверсантов, шпионов, парашютистов, провокаторов, расхитителей, которых в городе было множество.
На улице было очень много умерших. На покойников мы внимания уже не обращали.
Однажды в Ленинграде во время патрулирования по городу я встретила свою землячку Фатыму Салькаеву. Она была в другой команде. Мы очень обрадовались, обнимали и целовали друг друга. Расспрашивали друг друга обо всем. Это чудесное мгновенье длилось всего несколько минут. Больше я ее не встречала.
В Ленинграде я оставалась до конца 1945 года. Домой приехали только в марте 1946 года, восстанавливали город».
В Московском ополчении из села Алтары участвовало 10 человек (женщин и мужчин). Из ополченцев формировались подразделения противоздушной обороны, истребительные батальоны. Вначале оружие ополченцам не понадобилось, они возводили оборонительные сооружения, строили заградительные линии, рыли противотанковые рвы в Подмосковье. Работали по 12 часов. После занимались боевой подготовкой. Когда нависла угроза захвата Москвы, стали вооружать старым оружием времен Первой мировой и Гражданской войн. С вооружением и боеприпасами дело обстояло крайне плохо. Иногда была одна винтовка на двоих и боекомплект всего 15 – 25 патронов на ствол. Несмотря на это, ополченцы сражались героически и защищали Можайскую линию обороны - один из важнейших рубежей на подступах к Москве.
Исхак Шакирович Бикмурзин родился 17 марта 1920 года в д. Рейтар (Алтары) Пензенской губернии Саранского уезда Кривозерьевской волости. В 1938 году в поисках работы уехал в Москву, работал на строительстве автозавода, метрополитена. В 1940 году Первомайским РВК Московской области был призван в ряды Красной Армии. Зачислен в Московское ополчение Первомайского района МПВО Москвы.
Из воспоминаний Исхака Шакировича: «... нас группой 50 ополченцев направили строить заградительные линии и противотанковые рвы в Волоколамском направлении, в лесистой местности. Не успели как следует построить свои линии и вырыть окопы, на нас пошли в атаку большое число немецких танков и бронетранспортеров в сопровождении пехоты.
Мы с группой бойцов сдерживали натиск немецких танков. Кто-то бросил под танк гранату, и тут же сам получил тяжелое ранение. Другие бойцы также забрасывали танки и бронетранспортеры гранатами и бутылками с горючей смесью. Нам удалось уничтожить большую часть танков, бронетранспортеров и пехоты противника, вклинившихся в лес, и даже сумели взять в плен группу немцев. С наступлением темноты гитлеровцы прекратили попытки смять нашу оборону. Мы, воспользовавшись темнотой, отошли к лесу. Нас осталась горстка бойцов, половина – раненые. Вышли на дорогу и снова наткнулись на немецкие танки, которые включили фары и расстреливали нас в упор. Я боялся лишь раненым попасть в плен. Мне вместе с группой бойцов удалось выйти к своим под Волоколамском…»
По дорогам войны Исхак Шакирович Бикмурзин прошел от Москвы до границ Германии. Демобилизован 26 сентября 1945 года. Войну закончил старшим сержантом, был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», орденами Красной звезды, Отечественной войны II степени. После войны остался в Москве. Работал в уголовном розыске.
Исхак Салахотдинович Кадеркаев родился 11 июня 1922 года в д. Рейтар (Алтары) Пензенской губернии Саранского уезда Кривозерьевской волости. В 1940 году в поисках работы уехал в Москву, работал на строительстве метрополитена, потом устроился на секретный оружейный завод токарем. В 1941 году Краснопресненским РВК Московской области призван в ряды Красной Армии. С началом войны зачислен в Московское ополчение Краснопресненского района МПВО Москвы.
Как рассказывал Исхак Салахотдинович, «в начале нас не трогали, хотя мы с группой рабочих из нашего цеха, ходили в местный военкомат, чтобы нас записали в ряды ополчения. Как только узнавали откуда мы, с нами даже не разговаривали. Отвечали, вы нужнее на заводе. Мы изготавливали военную продукцию, порой и сами не знали, что именно изготавливаем. В день работали по 12-14 часов, норму выполняли на 115-120%. На заводе был создан штаб МПВО. В ночное время после рабочего дня вели патрулирование улиц. Также нас учили приемам владения оружием и тушению пожаров на крышах и улицах Москвы.
Однажды нас всех собрали прямо в цеху и объявили: немцы на одном из участков провали оборону наших войск. Необходимо собрать 150 добровольцев для защиты. Из нашего цеха записали многих, в том числе меня. Нам дали винтовки и несколько коробок патронов, сначала отправили на Калужское направление. Когда мы прибыли, шли ожесточенные бои, правда, нас на передовую не бросили. Расположили нас как заградительный отряд, подальше от основных сил на случай прорыва обороны. Находились там около месяца, когда остановка нормализовалось, нас сняли и обратно отправили на завод, где не хватало рабочих рук. До конца войны работал на заводе».
Исхак Салахотдинович награжден медалями «За оборону Москвы», «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и многими другими наградами.
Ряхиля Зиннуровна Кадеркаева родилась в 1924 году в д. Рейтар (Алтары) Пензенской губернии Саранского уезда Кривозерьевской волости. В начале войны работала разнорабочим в метрополитене.
Коротко из воспоминаний Ряхили Зиннуровны «…как только было объявлено о мобилизации, я с подружками по работе пришла на сборный пункт. Нас записали в пожарную команду. Ночью мы дежурили на чердаке нашего дома. Тогда в каждом доме были созданы команды местной противовоздушной обороны. Нам выдали фуфайки большого размера и сапоги, сапоги были настолько велики, что в каждый из них свободно входили обе ноги.
Однажды неожиданно налетели бомбардировщики без опознавательных знаков, сначала сбросили несколько осветительных бомб, немцы всегда так делали, чтобы видны были здания, а вслед за ними прилетели другие и сбросили фугасные снаряды. Наша группа, заметив это, быстро поднялась тушить пожар. Одна из моих подруг хотела сбросить невзорвавшийся снаряд, как только она его коснулась, раздался оглушительный взрыв. Взрывной волной некоторых сбросило в сторону, некоторые получили смертельные раны и ужасающие ожоги. Это был кошмарный сон…»
В рядах народного ополчения героически сражались представители разных национальностей, выходцев из рабочего класса, колхозного крестьянства, студенчества и особенно творческой и технической интеллигенции.
Наиль ИСХАКОВ















