Сургодь (Сыркыды) – известное во всем татарском мире село: родина классика национальной поэзии Хади Такташа. Правда, сейчас это уже не только татарское село, здесь немало мордвы и русских. Но ведь еще Такташ писал о своей малой родине: «С каждым мордвином я здесь жил дружно, как с братом». Потому традиция межнационального единства на нашей земле – неизменна. И вот недавно здесь провели День села. На празднике, проходившем возле музея Хади Такташа, были и нынешние сельчане, и выходцы из Сургоди.
А я, посмотрев фотографии с этого мероприятия, вспомнил друга детства Такташа – Мокамая (Мухамеджана), который, конечно же, босоного бегал и по тому месту, где сейчас проходил праздник. Поэт писал: «Карабкались на белые березы, чтоб мир увидеть с высоты. И я увидел красоту вселенной; все выше к свету я дорогу брал, а ты, мой милый, не сумел подняться, ты затерялся, ты пропал!..». Так Хади Такташ в стихотворении «Мокамай» обращался к другу детства – сыну бедняка. Нужда часто подталкивала того к воровству. Однажды сельчане заподозрили Мокамая в краже колес от арбы, избили, посадили в подпол, где он от отчаяния и обиды зарезался. Такташ написал о своем жертвенном друге одно из лучших своих произведений – светлое стихотворение. Поэт сожалел о том, что его лучший друг не пошел за ним, стремившимся к светлым идеалам, в вышину, а остался в социальной трясине, остался в сумерках. Образ Мокамая не покидал Такташа всю жизнь, и это не случайно. И наверное, такая же судьба несчастного Мокамая ждет народ, отвергающий традиции, веру и идеалы своих предков. Мы не такой народ. И мы не такая страна, мы сохраняем традиции наших предков; мы сохраняем их победный дух, который особенно важен сегодня, когда Россия с оружием в руках защищает свою безопасность. Наш победный российский дух не по душе коллективному Западу, вооружающему Украину для войны с Россией, которая защищает свой Донбасс. Кстати, с Донбассом у Сургоди особые связи: там живут многие выходцы из Сургоди, не прерывающие связей с родовым селом.  
Естественно, несмотря на всю свою природную мудрость, юный Хади Такташ не мог не очароваться атеистическим романтизмом своего времени. Хотя, воюя как бы «против Бога», революционный народ воевал против лицемерных священников, служивших не Богу, а личным материальным интересам. И лирический герой одного из стихотворений поэта, разбивший окно деревенской мечети и гордый этим, не Богу мстил, а мулле, в котором сельчане давно уже не видели ни духовидца, ни заступника, а напротив – видели своего духовного поработителя. Потому молодой Такташ в стихах грозился даже побить сельского муллу. Но сегодня возле музея поэта стоит вновь возведенная мечеть, где земляки молятся и за Такташа. А возле мечети растут высокие белые березы – такие же, с каких Хади Такташ смотрел на мир.

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ