Слышит ли мир каратаев? Слышит ли огромный мир голос этого маленького, всего лишь около ста человек, финно-угорского народа, живущего в единственной деревне на высоком берегу Волги и говорящего на татарском языке? Во всяком случае, огромная Россия слышит, потому что в России ничей голос не потерян.

НАРОД ИЗ «КРАСНОЙ КНИГИ»

Каратаи соединили в себе и мордву, и татар, и русских. Говорят по-татарски и по-русски, соблюдают православные традиции, по праздникам одеваются в мордовские наряды.

 

Татары их называют «мукшылар». То есть – мокшане или мордва. Но каратаев невозможно однозначно и в полной мере отнести ни к кому из трех народов. Будем считать их маленьким уникальным народом, хотя в России трудно кого-то удивить этнической уникальностью. И татарский язык, на котором разговаривают каратаи, сами они называют каратайским.
Сейчас в Татарстане и во всей России осталась только одна деревня, где живет народ, сохраняя себя в этом мире, – Мордовские Каратаи, расположенная возле святых источников. Это народ одной деревни, но в то же время – вселенский народ. И каратаи, зная о своей уникальности, ощущают себя народом, отдавая дань древним мордовским корням. Можно сказать, это история России на протяжении веков изваяла из этого мордовского племени маленький, но уникальный народ. Но ведь и скульптуры со временем ветшают.
Каратаи сегодня – народ из Красной книги: к сожалению, малочисленный народ. Но если даже малочисленный, то малочисленный – по необратимой воле всемогущей истории, только не по воле других, более крупных, народов и не по воле государства.
Не то, что, например, индейцы Северной Америки несколько сот лет назад. К счастью, в России – во всей ее огромной, временами счастливой, а временами трагической истории – ни один народ не постигла печальная судьба американских индейцев. И поэтому тоже: Россия – не Америка, а Восток – не Запад. Россия всегда бережно относилась к земле своих народов. Россия относилась к земле своих народов – именно как к родине людей. А уже в новейшей истории государство политически укрепляло эти земли, одаривая их статусом национальной автономии.

ВСПОМНИМ ОБ ИНДЕЙЦАХ

А в Северной Америке европейцы, приплывшие на берег Атлантического океана на своих кораблях, многих коренных жителей истребили, а оставшихся в живых заключили в резервации.
Северная Америка далеко от нас, хотя по современным планетарным меркам все части света – близкие соседи. И вот как раз в современном мире, где «коллективный Запад» ополчился на нашу многонациональную Россию, особенно важна – как урок – история, а точнее – историческая трагедия американских индейцев. «Цивилизованные» европейские колонизаторы в XVII веке отняли их земли, свободу, вначале «растопив» их сердца алкоголем, побрякушками, фантиками. Можно, наверное, сказать так, что индейцы за алкоголь и побрякушки невольно продали душу расчетливой и хищной Европе, а потом потеряли родину, жизнь, свободу – обретя на месте родины резервации.
На исконных землях индейцев вскоре возникло ныне могущественное государство – Соединенные Штаты Америки, огромная сверхдержава. На эти земли пришла «цивилизация». Но факт остается фактом: «сияющий град на холме» был создан вблизи океана в противостоянии воле природы, через попрание милосердия Вселенной, подарившей эту часть мира индейцам – родным и любимым детям могущественной стихии. Был же, наверное, Божий промысел в том, чтобы свободно существовали именно такими – индейцы.

И ДАГЕСТАНЕЦ, И РУССКИЙ, И ТАТАРИН, И МОРДВИН

Страна Америка была создана на чужой земле, откуда было изгнано ее коренное население. Россия, напротив, укрепляла себя – укрепляя и оберегая коренные народы тех земель, которые становились частью России. В XVIII веке императрица Екатерина II не только разрешила построить мечеть в Старо-Татарской слободе города Казани, но и сама указала место для мусульманского храма: это мечеть аль-Марджани.
А уже в новейшей истории России сооружение мечетей – добрая традиция. Мусульманский храм недавно появился и в Темникове – не просто в одном из наиболее живописных мест России, на берегу реки Мокши, а на родине человеческого, религиозного и политического достоинства мордовских татар; на родине патриотов Отечества – татарских князей и мурз. Кроме того, мечеть построена на земле Серафима Саровского и Феодора Ушакова – православных святых. Появление этой мечети в Мордовии подтверждает древнее братство национальных достоинств народов, живущих здесь; подтверждает истинную сущность России…
История необратима, военизированное движение европейской цивилизации на океанический берег невозможно было бы остановить луками и стрелами. У нас и нет цели осуждать историю, упрекая ее в том, что случилось несколько сот лет назад в Северной Америке. Наша цель – напомнить об очевидном. Нужно ценить то, что есть у нас в России – государственное сбережение народов на их исторических землях. В том числе и через национальные автономии. Мордовской автономии в 2025 году исполнилось 95 лет. Хотя и в истории России, например, была жестокая сталинская депортация народов. А сегодня в России Президент Владимир Путин произносит знаменательные слова: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин…».  
У каждой страны своя история. И важно под грозными и солнечными небесами каждой стране защищать свою единственную данность, дорожить собой. А Россия вот такая – совсем не западная – страна, в которой один народ может сохранить свою этническую уникальность даже в языке другого – соседнего народа. Как мордва-каратаи сохраняют себя народом в татарском языке, в его мишарском диалекте, если уж так вольно распорядилась могучая история.

КАРАТАЕВ СЛЫШИТ РОССИЯ

В Ельниковском районе Мордовии была небольшая татарская деревня Старое Кадышево. Там поселилась и мордва из ближайшей округи. Свободно, почти без акцента мордва говорила по-татарски. И не потеряла себя в татарском языке и среди татарского жизнеустройства, не утратила родной мордовский язык. А сколько татар сохраняют себя татарами – в русском языке! Но для такого взаимопроникновения важно быть духовно родственными народами, родственниками – по отцовской земле, по Отечеству. 
Россия дорожит не только национальной самобытностью своих народов. Россия дорожит и религиозной самобытностью своих людей, порой даже одного человека. В глазах у всего мира Россия – в лице губернаторов, бизнесменов, волонтеров, просто милосердных людей – оберегает староверку-отшельницу Агафью Лыкову среди заповедной тайги, в царстве таежного медведя. Россия оберегает Агафью – которая не расстается со своим образом жизни на суровой, но родной земле, как американские индейцы не хотели расставаться со своим образом жизни и своей родиной. Но Запад – не Россия. Не случайно Россия при Владимире Путине на безопасное расстояние дистанцировалась от Запада, постоянно пытающегося сеять рознь между самобытными российскими народами, ослабить нашу огромную страну. Вспомним наш пылающий Северный Кавказа в 90-е годы уже минувшего века: именно поджигая этот многонациональный регион, давние геополитические противники стремились поджечь и разрушить всю Россию. Те геополитические противники, чьи предки отобрали у индейцев их родину, на горе и страданиях коренных жителей континента построили свое счастье, свой, как им кажется, «сияющий град на холме»…
Каратаи, живущие в России, наверняка знают историю американских индейцев. Но индейцы, живущие в резервациях, конечно же, не знают о каратаях.  
И огромный мир, которому хорошо слышна державная Россия, слышит и голос ее каратаев – этого маленького народа, живущего в единственной деревне на высоком берегу Волги в Татарстане – в Камско-Устьинском районе и говорящего на татарском языке. Во всяком случае, Россия точно слышит: в России ничей голос не потерян.

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ