Нужен ли спор о царице Сююмбике
В среде татарской национальной интеллигенции недавно зазвучали заявления о том, что царица Сююмбике не является значительной исторической фигурой, что она не смогла предотвратить крушение Казанского государства. Об этом я услышал на недавнем VIII съезде Всемирного конгресса татар. То есть уже сами отдельные татары в XXI веке пожелали «свергнуть» царицу Сююмбике с ее вечного, небесами дарованного трона, будто скинуть ее с башни в центре Казани, посчитав, что Сююмбике – символ татарского народа – несправедливо возвеличена в истории. И это говорят – о царице Сююмбике, по стечению кровавых, испытательных обстоятельств – после гибели своего мужа Сафа-Гирея правившей Казанским ханством накануне взятия Казани Иваном Грозным.
То есть – тогда, когда всё историей было уже предрешено: России и Казани быть в одном государстве и вместе, мудро уживаясь, творить свою многонациональную жизнь.
Сегодня очевидно: именно это и было предписано историей, приказавшей татарам и русским, пройдя через противостояние, потом родственно жить в едином и могучем государстве, ныне способном противостоять и военно-могущественному Западу во имя спасения всех своих народов. При этом – помогая своим народам в сохранении языков и культур. И царица Сююмбике, увезенная в Россию, скорее всего, была бы сегодня рада: ее народ жив, сохраняет язык и культуру, хотя глобализация угрожает существованию любой национальной самобытности. Народ Сююмбике не постигла судьба американских индейцев, уничтоженных или отправленных в резервации изначально могучими завоевателями их земель. А русскому государству история тогда по собственной неумолимой воле предписала геополитическое могущество на этом ландшафте.
Личность в истории помогает народу достойно, гордо жить – помогает не из прошлого, а из вечности. Так и Сююмбике уже из дарованной ей вечности оберегает свой татарский народ. Сююмбике – не только прошлое татарского народа, но и его настоящее – оставаться в красивом образе; и его мечта о будущем – не утратить свой такой сияющий самобытный образ. Вот и на съезде Всемирного конгресса татар целая тематическая секция была посвящена знаменитым личностям татарского народа. Счастлив народ, если у него есть такие личности, как Сююмбике, Тукай, Джалиль, даже если они – трагические. И такие, даже трагические, личности, были бы счастливы тем, что стали гордостью, маяками для своего народа. И нам остается: оберегать память о своих знаменитых людях, воздавать им непременно должную славу, дорожить причастностью к ним. Или хотя бы – не завидовать их сияющей во благо народа славе.
Да, Сююмбике царствовала в Казани в трагический и знаменитый период ее истории – в 1549-1551 годах. Тогда природа-Вселенная своевольно именно русскому государству предписала больше военно-физических сил, чем Казанскому ханству. Но сегодня: есть великолепная Казань с башней Сююмбике и мечетью Кул-Шариф; есть развивающийся Татарстан, расположенный в сердце России и священно почитающий свою Сююмбике. И не случайно Сююмбике вместе с сыном была увезена в глубину России; она и осталась в глубине России, она и осталась в сердце России, где – на своей родине живет ее многомиллионный татарский народ. Сегодня Сююмбике и для всей многонациональной России – сияющий символ!
А татарский народ создал светлый образ Сююмбике из уникального материала – из любви, а не из исторической рутины. Из рутины повседневности невозможно было бы создать ничей великолепный образ – ни поэтов, ни ратных героев, ни царей. И народ создал этот образ для светлой жизни своей. Потому и в современном мире татарский народ в российских городах возводит памятники царице Сююмбике. Татарский народ оберегает свою национальную, Богом данную уникальность в образе своей искренне возвеличенной Сююмбике – и это исторически вдохновляет татар. А возле этих, с любовью и верой возведенных памятников, чуткое татарское сердце способно услышать – молитву Сююмбике о родной земле и о родном народе. Непременно была эта молитва вчера и непременно эта молитва неслышно звучит сегодня. Желая вечно оставаться под небесами цельным народом, татарский народ, услышав голос Божий, вдохнул вечность и в священный образ царицы Сююмбике.
Вот и на съезде Всемирного конгресса татар вновь прозвучала идея: прославлять исторические личности – национальные имена. Это необходимо и для народа, и для истории, и для страны. Поэтому важно не ставить под сомнение многовековую, уже необратимую волю истории, найти в себе мудрую силу не прикасаться руками к давним, утвердившимся святыням, тем более – не бросать в них камни. И если уже много веков Сююмбике – как сияющий жертвенный образ – помогает татарскому народу достойно сохранять себя и под солнечными, и под грозовыми небесами, то надо ли сегодня разрушать этот образ! И не сама ли история, рожденная землей и небесами, уверенно и однозначно выбрала образ Сююмбике для своих татар? Как и образ многострадального сияющего Тукая! Может, и в поэме «Шурале», и в стихотворении «Туган тел», ставшем гимном татарского народа, будем искать «недостатки» для того, чтобы свергнуть Габдуллу Тукая с его исторической «башни»? Может, будем искать изъяны и в космической «биографии» сияющей луны? Но не обидятся ли за это небеса; не обидится ли земля – и за луну, и за Сююмбике?..
Сююмбике своим образом вдохновила татар на романы, оперы, картины живописи. В очерке «С детства еду по полю в Казань», опубликованном в 2005 году, когда отмечалось 1000-летие города, в журнале «Казань», я писал: «Художник Мадъяр Хазиев создал поэтический образ из оранжевого, желтого, голубого цветов и из неповторимых линий. Точного лица царицы не помнит и не знает никто. И здесь сами чуткие краски и линии под кистью художника ищут священный образ в небесах – это небесные цвета! – и находят. И в правдивость именно этого образа Сююмбике Время верит больше, чем любому портретному изображению, потому только поэзию и сохраняет Время в веках. Не осталось ни тех войн, ни побед, ни поражений, сегодня только царица, ставшая поэтической легендой, узнаваема Богом. Потому художественно справедливо вся ее эпоха – уже почти неразличимая – на ее фоне воплотилась просто в красках, просто в линиях, и это более правдиво, чем узнаваемые очертания. Лик царицы сегодня знает лишь Создатель, а краски угадывают только любовь творца. Краски знают истину, им даровано выражать лишь любовь. Кстати, без преувеличения можно сказать, что сегодня казанская царица Сююмбике – одна из любимых героинь всего нашего многонационального народа; она – воплощение самоотверженной любви, а разве можно не любить – любовь?..».
Сююмбике вдохновила татар на легенды, тоже творящие историю народа перед вечностью. Потому – если хочешь помочь своему народу, то хотя бы не бросай камни в его исторические, доказавшие свою праведность святыни…
Приезжая в Казань, я непременно навещаю башню Сююмбике. Вот и после завершения VIII съезда Всемирного конгресса татар я пришел к этой башне, прикоснулся к камням, искренне теплым от августовского солнца.
Камиль Тангалычев