Сразу же после свержения Башара Асада, руководившего Сирией почти четверть века, в Дамаске сожгли мавзолей его отца Хафеза Асада, который Сирией правил почти тридцать лет. И это не удивительно. Помнится, и новое руководство Туркмении быстро перенесло знаменитый памятник Туркменбаши, вращающийся вслед за солнцем, с центра Ашхабада на окраину. Президент Сапармурат Ниязов был мудрым человеком, и он, должно быть, предвидел, что его книги со временем перестанут изучаться в школах, его портреты исчезнут с городских улиц и площадей, а его огромное золотое изваяние однажды перестанет вращаться вслед за горячим туркменским солнцем. Но оно слишком быстро перестало вращаться.
И все это – нормально и естественно для современного мира. Культ личности Ниязова был политически необходим на определенном этапе становления постсоветского туркменского государства. Ниязову было необходимо таким восточным способом удержать свою достаточно бедную нацию от гражданской войны и обеспечить элементарную стабильность в государстве. И он это сделал. Ниязов, несомненно, был умелым лидером своего народа. «Культ личности», установленный им, вряд ли можно объяснить только его непомерным тщеславием. Просто он, скорее всего, очень хорошо знал, как надо успешно управлять такой страной, как Туркменистан. И он хорошо знал, какой лидер сможет удержать власть на этой восточной территории, над этим восточным народом. Ниязов, который рос сиротой, познал страдания, хорошо знал и чувствовал характер и особенности своего народа. Туркмены при Ниязове получали газ бесплатно, как, впрочем, и электроэнергию, соль и воду. А памятники, книги, другая бутафория помогали Ниязову сохранять стабильность на земле, которая чрезвычайно богата природным газом. Соответственно, державы, стремящиеся к мировому господству над энергоресурсами, глаз не сводили с Туркмении. И в условиях, когда на постсоветском пространстве гремели «цветные» революции, организованные сторонниками «демократических ценностей», главе Туркмении необходимо было обладать качествами сильного политика, чтобы сохранить собственную власть, чтобы сохранить свою страну. Кто-то смеялся над желанием Ниязова построить в пустыне Каракумы зоопарк с пингвинами. Но не было ли это своеобразной метафорой Туркменбаши? Может быть, он хотел подарить народу надежду на то, что даже самые вроде бы несбыточные мечты могут исполниться?..
Что касается сожженного мавзолея Хафеза Асада, кстати, большого друга Советского Союза, то история редко говорит политикам спасибо…
Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ