1 января исполнилось 65 лет со дня рождения доктора исторических наук, профессора Александра Степановича Лузгина, который до недавнего времени возглавлял Министерство по национальной политике Мордовии. На должности министра он проявлял подчеркнутое уважение к национально-культурной самобытности и историческому достоинству каждого народа нашей республики, заботился о сохранении родных языков и национальных традиций, что в свою очередь способствовало гармонизации межнациональных отношений в Мордовии, нормальному духовному самочувствию людей.
Отголоски смутного времени еще витали над страной. Последняя битва с поляками в 1632 году произошла под Смоленском (Поляновский мир 1632-1634 гг). И хотя со всех сторон грозили бедой шведы, заполонившие всю северо-западную Русь, поляки, отторгнувшие западные земли, включая Смоленск, у царя Михаила Романова появилась возможность заняться укреплением южных и юго-восточных рубежей. Сделать это надо было решительно и быстро. Степь, по-прежнему, досаждала набегами. И хотя она как в начале второго тысячелетия не угрожала целостности государства, но экономический урон наносила огромный. Ногайцы, да крымчане набеговое хозяйство ставили во главу угла своей жизни. Грабили, уводили в полон население российских окраин.
Завершается 2013 год. Для каждого из нас он запомнится различными событиями, прошедшими в семье, на работе, в родном селе или городе, в родной республике, в стране или в мире. И эти события несли в себе где-то радость, а где-то, возможно, печаль. Надеемся все же, что положительных моментов было больше. Немало событий происходило и в жизни татар Мордовии. Подведем своеобразный итог уходящему году. 13 января ежегодно празднуется День российской печати. Главный редактор республиканской общественно-политической газеты татар Мордовии «Юлдаш» Камиль Абидуллович Тангалычев получил из рук Главы РМ премию и Диплом за серию публицистических материалов о подготовке республики к празднованию 1000-летия Единения. Обозреватель Эльвира Рашитовна Баляева стала лауреатом конкурса «Лучшая журналистская работа 2012 года» за материалы об интересных людях, об истории и жизни татарских сел республики.
Самое яркое и праздничное воспоминание моего детства – теплый солнечный день поздней весны, когда моя любимая тетушка Адиля, работавшая в лямбирском колхозе конюхом, приводила лошадь, чтобы сажать картошку. Помню, как мы, сельская ребятня, обступали ее, спорили, кто самый смелый – не побоится погладить лошадь. И мы гладили, кормили, умилялись бархатной коже губ, которыми она, пофыркивая, осторожно брала с наших ручонок немудреное угощение и снисходительно-добро посматривала на нас своими громадными, удивительного, вишнево-коричневого цвета, глазами…
Егерменче декабрь к?нне Мордовия милли с?яс?те министры Анатолий Михайлович Чушкин журналистлар бел?н очрашты. Т?п тема – Мордовияд? этноконфессиональ ситуация турында иде. Бернич? факт. Россия Федерациясенд? булган к?пмилл?тле, т?рле конфессия в?килл?ре яш?г?н Мордовияд? элек- элект?н рус, мордва, татар ??м башка милл?т халкы дус, тату яшил?р. Б?ген республикабызда 119 милл?т кешесе яши. 2010 елгы статистика буенча республикабызда барлыгы 834 755 кеше яши. Шуларны? рус милл?тенн?н 443 737 (53,2%), мордвалар 333 112 (39,9%), татарлар 43 392 (5,2%), украинлыллар 3185 (0,4%), ?рм?нн?р 1342 (0,2%), белоруслар 1200 (0,1%), чувашлар 812 (0,1%), ?зерб?йжаннар 672 кеше ??м башкалар. Мордовиябезд? 23 ??мгыяви милли-м?д?ни оешма эшли. Шулар арасында «Якташлар» исеменд?ге Мордовия Республикасыны? региональ милли-м?д?ни оешмасы, «Чулпан» исеменд?ге Мордовия татар хатын-кызлары региональ оешмасы ??м башкалар бар.
Спорт – Мордовияне? приоретет юн?лешл?ренн?н берсе. Физик яктан чыныгу кеше тормышында зур урын алып тора ??м ??рберебезг? якын ул. Тугачтын т?пил?п й?ри башлаганнан бирле картаеп с?якл?р катмасын дип т? физик чыныгу бел?н шогыльл?н?без. ??рбер адым чыныгуны тал?п ит?. Адил? Зариф кызы Долотказина Саранск ш???ре округы Администрациясене? физик культура ?сеше, спорт инфраструктурасы ??м яшьл?р с?яс?те Идар?сене? б?лек ?ит?кчесе урынбасары. Аны? бел?н махсус очрашып, Саранскта физкультура ??м спорт ?лк?сенд? хезм?те турында сораштырдым.Б?ген Саранск ш???ре округы Администрациясене? физик культура ?сеше, спорт инфраструктурасы ??м яшьл?р с?яс?те Идар?сене? (Управление) т?п максаты: ш???р т?б?ге ?иренд? массак?л?м физик культура, с?лам?тлекле ?рн?к тормыш пропагандалау, яшьл?рне? к?ч-кодр?тен ?стер? ??м у?ышларын тормышка ашыру ?чен шартлар булдыру, кил?ч?к буынга ??мгыяви тормышны? т?рле ?лк?л?ренд? конкурентлы булып ?с?г? ярд?м ит?.
На прошлой неделе мне довелось познакомиться и пообщаться с интересными людьми – супругами Харисовыми, которые приехали в Саранск на несколько дней – провести курс лекций для студентов татарского отделения филологического факультета Мордовского педагогического института имени М.Е.Евсевьева. Чулпан Мухаррамовна и Фираз Фахразович Харисовы – известные ученые в области татарской филологии. Чулпан Мухаррамовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры современного татарского языка и методики преподавания Казанского (Приволжского) федерального университета, Фираз Фахразович – заведующий кафедрой татарского языка и методики его преподавания этого же университета, доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
??р сыйныфта ?д?бият д?реслекл?ре халык авыз и?аты ?с?рл?ре бел?н башлана. Халык авыз и?аты - халык тарафыннан и?ат ителеп, халык х?теренд? сак ланып килг?н ч?чм? яки тезм? ?с?рл?р ?ыелмасы. Инглиз теленн?н т?р?ем?д? ул «халык акылы, хикм?т» м?гън?сен бир?. Со?гы унъеллыкларда халык авыз и?атын атау ?чен фольклор, халыкны? nоэтик и?aты, халыкны? с?з с?нгате атамалары да кулланылышта й?ри. Фольклорда ки? таралган жанрлар булып мифологик хик?ят, ?кият, дастан, риваять, легенда, м?з?к, м?каль - ?йтем, табышмак, ?ыр, такмак, м?н???т, б?ет жанрлары санала.
Уже не первый раз представители национально-культурных общественных организаций Мордовии отмечали наступающий Новый год, собравшись в большом зале за одним общим столом на «этническую елку». Здесь были мокшане, эрзяне, русские, татары, украинцы, армяне, азербайджанцы, евреи, представители казачества Саранска. Своеобразное собрание народов было организовано при поддержке Министерства по национальной политике РМ и Поволжского центра культур финно-угорских народов.
Татарское село Хаджи, по исследованиям краеведов и воспоминаниям старожилов, имеет свою историю, наиболее молодую среди татарских сел Лямбирского района, и очень самобытную. Основано оно в начале XX века – по легенде Усманом Айнетдиновичем Халиковым, совершившем пеший хадж в Мекку. И ему, единственному из пятерых паломников, ушедших из этих краев, суждено было вернуться из дальних странствий. Своеобразным памятником ему и стало название села – Хаджи, по почтенному прозвищу, рожденному в народе.Все годы, невзирая ни на какие жизненные невзгоды, он оставался верным своему призванию. Соединял никяхом молодых и отпевал усопших, проводил пятничные намазы и праздничные службы, знал арабский и толковал Коран, за что был глубоко почитаем земляками.
|