- Как можно не знать историю своего родного края, своего родного села? – с такого вопроса ко мне, к нашим читателям начинается наш разговор с Рашидой Алиевной Ипкаевой, заведующей татарской республиканской библиотекой «Магариф». Ипкаева много лет изучает историю села Лямбирь, в котором она родилась, выросла и живет сегодня. Лямбирю – большому татарскому селу – более 370 лет.  Оно возникло в середине 17 века, в те годы, когда русское государство пыталось защитить свои южные и юго-восточные границы. - По преданиям, которые мы слышали от старожилов, знаем, что когда-то шесть татарских мурз из Темникова приехали на новое место, которое впоследствии стало Лямбирем, - рассказывает Рашидя Алиевна Ипкаева. – Здесь им давали земли, служилые татары вели хозяйство и несли службу царю. Действительно, места были красивые – вокруг богатые леса, родники, речка. Наши предки, переселяясь сюда, давали полям, лугам, холмам, речкам красивые звучные имена. Вот так и появились «Пенза елгасы», «Васька елгасы», леса «Сиз», «Тау», «Добру», «Абсир кыры», «Калын сады», «Арака кизляве», «Сатучы кизляве». Такие названия дошли из глубины веков буквально до наших дней.
- В Лямбире действительно было немало родников, - продолжает Рашидя Алиевна. – Помню, как мы в детстве бегали к ним, пили из них воду. На нашей улице находился «Сатучы кизляве», и вода в этом роднике отличалась хорошим вкусом. А вода в роднике «Арака кизляве» рядом с нижегородской трассой была не только вкусной, но и холодной-холодной. Первая улица Лямбиря находилась близко к лесу – так и называлась «Урман». Сейчас это Крестьянская улица. В 1930 году «Тав урамы» стала улицей Ленина, «Сары саз» - нынешняя Октябрьская. Нетай бабай Бикмаев первым построил на ней дом. Эти улицы – старейшие в Лямбире.
Старшее поколение лямбирцев еще помнит такую улицу – «Веселка».
- Что оно означает и откуда пошло название – непонятно, - говорит Рашидя Алиевна. – Теперь это Комсомольская улица. А нынешнюю улицу Гагарина раньше называли «Яшел чиляк». Объясняется все просто - первый человек, который построил дом, повесил на него ведро зеленого цвета – вот такой опознавательный знак получился.
В 1929 году на Крестьянской улице случилась большая беда – безжалостный огонь уничтожил 56 домов. Дома стояли очень близко друг к другу, так как огородов у хозяев не было, и поэтому огонь быстро перекидывался с одной избы на другую.
Тогда сельский совет, чтобы упорядочить строительство домов в плане пожарной безопасности, начал выделять земли на «Батраках» – на территории, где жил самый богатый человек села Лямбирь – Бадретдин Шамсетдинович Ерзин. Рашидя Алиевна Ипкаева добавляет, что со временем здесь появилось много домов, и в 1960-е годы вместо одних «Батраков» в Лямбире появились сразу четыре улицы – Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая, Зеленая, Лесная.
От Рашиды Алиевны я узнала интересную и любопытную историю о человеке, на бывших землях которого сейчас живут лямбирцы. Оказывается, Ерзин занимался земледелием, имел большую пасеку, держал индюков, у него, единственного в селе, была водяная мельница. Впоследствии эта мельница стала колхозной собственностью, и на ней промывали шерсть при изготовлении валенок. А всего же в Лямбире имелось 10 мельниц. Также у Бадретдина Ерзина был огромный плодоносящий сад. Еще у него было три больших одноэтажных дома – добротных, деревянных. Когда началось раскулачивание и коллективизация, эти строения сельского богача перешли новой власти. В них обустроили различные медицинские учреждения. В одном из домов разместили амбулаторию, во втором – стационар, в третьем – родильный дом. Сейчас этих строений уже нет. Нет и яблоневого сада – его просто спилили. По словам Ипкаевой, сохранились тополя, посаженные Ерзиным.
Старожилы Лямбиря рассказывали, что у богача Ерзина было прозвище – Калын бай Бядри, и когда-то он носил фамилию Юськаев, доставшуюся ему от отца. Ходили слухи, что фамилию «Ерзин» Бадретдин «купил», съездив в Москву. У Бадретдина Шамсетдиновича были и дети – сын Якуп, дочери Марьям и Маргуба. В послереволюционные годы Ерзин уехал из родного села, бросив свое большое хозяйство. Говорят, что его сын утонул в водах Балтики, а дочери поселились в Ярославле и уже не вернулись в разоренное хозяйство их отца.
Рашидя Алиевна называет несколько фамилий лямбирцев, которых тогдашняя власть причислила к кулацкому сословию. Это Рахимовы, Сяфуковы, Исякаевы, Фазловы и другие.
История сохранила имя и фамилию местного знахаря – Садретдина Бадретдиновича Чуклова, жившего после революции. Он учился в Пензе, хорошо знал грамоту – он подписывал и составлял документы для лямбирцев. Занимался лечением, к нему приезжали за советами и из соседних сел.
В 1905 году в Лямбире по инициативе Летфуллы Камалетдиновича Усманова начала работать начальная школа. Его отец был муллой и впоследствии  репрессирован. Кстати, до 1917 года в селе функционировало четыре мечети. Летфулла Усманов в школе учил татарских детей всем премудростям.
- Летфулла Камалетдинович был умным и образованным человеком, - рассказывает Рашидя Алиевна. – Когда я ходила в школу, он уже был старенький очень. Помню, что ходил в папахе, высокий, красивый. Летфулла абы был учителем у первого профессора из Лямбиря – Камала Фетхулловича Абушаева, который потом уехал в Москву и работал в научном институте.
В 1936 году в Лямбире произошло очень значимое знаменательное событие – открылось татарское педагогическое училище, в котором получили образование многие юноши и девушки татарской национальности со всей Мордовии. Его первым директором работал Сергей Иванович Антипкин.
- Это педучилище открыли в октябре, когда было уже очень холодно, - говорит Ипкаева. – В Лямбире живет Зяйняб апа, которая работала в  его пекарне и в столовой. Она - старейшая жительница села – ей 100 лет. Когда я училась в школе, директором училища был Умяр абы Аитов. Его студенты приходили к нам, малышам, на практику, проводили с нами интересные мероприятия. Вспоминаю часто, как Умяр абы вместе с женой и с нами, школьниками, ставили спектакли на татарском языке.  До сих пор удивляюсь, как мы в те годы жили дружно и могли из подручных вещей делать многое, умели радоваться простым вещам.

Альбина Давыдова