С какой бы стороны вы не подъезжали к селу Тювеево Темниковского района, взгляд невольно ловит возвышающийся над селом минарет Тювеевской мечети, увенчанный полумесяцем. Отражаясь золотом на солнце, он манит к себе, и уже оказавшись совсем рядом, не перестаешь удивляться прочности и величию этой каменной постройки. Словно огромный фрегат, взявший курс на Мекку, замерла и стоит уже 100 лет Тювеевская мечеть, старейшая в Мордовии каменная мечеть. Еще в далеком 1990 году, когда я впервые в жизни молился в восстановленной мечети, в которой еще не было электричества и отопления, меня заинтересовало время постройки мечети. Споры об этом в то время возникали довольно часто. Директор Темниковского музея Н.Н.Зараев назвал дату 1913 год, однако документального свидетельства об окончании строительства не было. Из современных источников в Интернете известно, что еще в 1862 году в селе Тювеево уже была мечеть (деревянная), к ее приходу относились также жители деревень Сухово и Вирясы. Количество прихожан в конце XIX века составляло 658 человек. Имамы были из рода Чапаевых. В 1913 году в селе было выстроено новое каменное здание мечети, которое сохранилось до настоящего времени. Мечеть тогда была построена на средства прихожан. В советское время, после 1936 года, она была закрыта. Здание использовалось под склад, окна были заложены. Как памятник истории и культуры здание мечети было взято на учет в 1973 году.
Когда началось оформление документации на строительство Темниковской соборной мечети, я послал запрос в Тамбовский архив обо всех мечетях Темниковского района. Согласно копиям документов, которые пришли из Государственного архива Тамбовской области, еще в 1879 году мулла Тювеевской соборной мечети Изятулла Мухтаров Чепаев ходатайствовал перед Строительным Отделением Тамбовского Губернского Правления о ремонте, «с приложением плана исправлений соборной магометанской мечети в д. Тювеево Темниковского уезда». Здание мечети в то время было деревянное и уже ветхое. В Строительном Отделении «составлен новый проект, согласно утвержденным чертежам, который и полагается утвердить установленным порядком». Но в 1900 году случилось несчастье: 10 февраля деревянная мечеть сгорела.

А уже 14 марта того же года «попечитель по постройке мечети крестьянин Нечметдин Бекзаев Урусов» пишет прошение «об утверждении плана постройки мечети, которая будет строиться на старом месте, где очень хороший прочный грунт и будет каменная». Однако Строительное Отделение «по рассмотрении представленного Обществом крестьян сельца Тювеево Темниковского уезда проекта на постройку новой каменной мечети взамен сгоревшей нашло, что план составлен крайне небрежно: без соблюдения правил Строительного Искусства и устава Строительного, нет пояснительной записки, не указана глубина фундамента и свойства почвы, где предполагается стройка, к каменному зданию допущена деревянная пристройка и такой же минарет. Вокруг минарета не указан балкон. Печь указана на балках - без фундамента. На чердаке проектированы запрещенные законом лежачие борова. Неизвестна ширина мечети и не показано устройство полов и потолков, расположение балкона. Нет генерального плана местности с показанием расположения мечети от жилых построек и, кроме сего, нет приговора общества крестьян об уполномочивании крестьянина Урусова на ходатайство по сему делу и на согласие постройки означенной мечети», постановило «проект возвратить по принадлежности для пересоставления по изложенным замечаниям».
И снова 16 апреля «уполномоченный от Общества крестьян Сельца Тювеева Темниковского уезда крестьянин (мулла) Изятулла Мухтаров Чепаев» пишет прошение, «представляя при сем проект на постройку каменной мечети в Сельце Тювеево и приговор общества крестьян Сельца Тювеево (написанный задним числом, т.е. 18 февраля 1900 года) имею честь покорнейше просить Губернское Правление разрешить постройку каменной мечети вместо сгоревшей 10 февраля сего года». На этот раз, «1900 года июля 12 дня», Техническо-Совещательное Присутствие Строительного Отделения, «определяет: проект плана утвердить, препроводить Темниковскому Уездному Исправнику для выдачи его доверенному крестьянину Чапаеву, которому и объявить под расписку, чтобы работы по постройке мечети производились под наблюдением техника, имеющего на то право».
К сожалению, архивных документов о начале строительства и его окончании не сохранилось, но существует версия, что строительство начато в 1906 году и завершено в 1913 году. Строители из города Тамбова сначала строили новые здания Темниковской больницы, а с 1906 года приступили к строительству мечети. При кладке в качестве раствора применялась известь, которую, по преданию, гасили с добавлением козьего молока в течение года в специальных глиняных ямах, остатки которых до недавнего времени можно было наблюдать позади мечети. Если учитывать это обстоятельство и то, что в начале прошлого века при строительстве таких больших каменных построек с минаретами высотой с современный пятиэтажный дом не применялось ни подъемных кранов, ни других механизмов, а изготовление такого большого количества кирпича занимало в то время большой промежуток времени, можно предположить, что строительство мечети могло длиться 6-7 лет.
Мечеть была не только местом еженедельных «джума» - пятничных намазов и праздничных молитв на Ураза и Курбан-байрам, но и, как это повелось и в других татарских деревнях Темниковского уезда, своеобразным культурным центром села. Здесь была школа-мектеб, где детей учили писать по-арабски и читать Коран: мальчиков учил мулла, а девочек его жена. До ремонта внутри мечети на потолочной балке можно было увидеть старинные, кованые гвозди на них крепилась занавеска, которая разделяла «класс» на две половины - одна для мальчиков, вторая для девочек. Занятия велись систематически и через три года дети могли свободно читать и писать.
В повседневной жизни мечеть была не только мусульманским храмом, но и своеобразными «часами» для крестьян деревни Тювеево и окрестных сел. По рассказу ныне покойной тетки Аксиньи, ее дедушка будил женщин словами: «Вставайте, бабы! Топите печь, затевайте тесто, вон слышите, басурманин завыл», а это с раннего утра, еще до рассвета, на минарет мечети поднимался муэдзин и призывал всех правоверных к утренней молитве. В те времена в деревне часы были лишь у самых богатых, которым некуда было торопиться, и у муллы для того, чтобы не пропустить время очередной из пяти ежедневных молитв, обязательных для всех истинных мусульман.
За свою вековую историю мечеть пережила три войны, революцию, атеистические гонения 30-х годов, когда комсомольцы срубили деревянный полумесяц на маковке минарета. Потом хотели превратить мечеть в клуб для демонстрации кинофильмов. Но возмущенные мусульмане не позволили этого, и дело дошло до того, что избили киномеханика и порвали навешанный на стену экран. После этого долгое время в мечети был склад для хранения зерна. А мы, будучи еще детьми, поднимались на минарет и с замиранием сердца оглядывали окрестности. Из западного окна была видна как на ладони Старогородская церковь и Санаксарский монастырь, из северного - Жегаловская церковь, из восточного - Кондровская церковь и труба бумажной фабрики, а из двери, предназначенной для выхода на балкон минарета, которая была обращена на юг, в ясную погоду видно было колокольню Лесно-Ардашевской церкви. Видимо так повелось строить в России храмы, служившие своеобразными наблюдательными и сигнальными точками, еще начиная с набегов на Древнюю Русь монголо-татар, а потом «неспокойных» соседей-половцев.
Под лестницей на минарет мы обнаружили тайник, прикрытый от посторонних глаз обрезком доски. В нем хранились изъеденные мышами книги Корана. Видимо перед закрытием мечети в далеком 1936 году имам спрятал их в надежде, что когда-нибудь мечеть снова распахнет свои двери прихожанам.
Так и стояла посреди села Тювеева мечеть безмолвным укором безбожным властям. А собирались мусульмане на праздники в частных домах, где могли поместиться все желающие. Но уже во время перестройки мусульмане решили восстановить мечеть. У истоков этого благого начинания был Джиганша Усманович Исеев - старожил села Тювеева (я помню, как светились детской радостью его глаза, и дрожали от волнения руки, гладившие шар, на котором был укреплен полумесяц. Он подробно рассказывал о том, как заказывали полумесяц в г. Сарове и скоро, даст бог, поднимут его на маковку минарета). Джангир Кяримович Поздняков, бывший в то время муллой села Тювеева, несмотря на свой преклонный возраст и болезни, также до самой смерти занимался делами мечети. А Равиль Алимович Урусов, работавший главным бухгалтером управления сельского хозяйства района, использовал все свои связи и возможности, чтобы достать кровельное железо и заново покрыть крышу мечети, ведь если бы мечеть осталась на зиму без крыши, прогнил и обвалился бы потолок. Они все вместе ходатайствовали об открытии мечети, собирали деньги на ремонт, организовывали субботники среди жителей, не жалея собственных сил и времени. Много сделал для мечети ныне покойный мулла Абидулла Хусяинович Байкеев, при его участии мечеть обрела свои современные очертания, было проведено электричество, газовое отопление. Этих людей уже давно нет в живых, но восстановление мечети - полностью их заслуга.
В настоящее время ремонтом и благоустройством территории мечети на добровольных началах занимается уроженец села Тювеева, постоянно проживающий в Москве, Амрулла Мухамеджанович Урусов. Ежегодно летом он организует текущий ремонт, косит траву, убирает территорию вокруг мечети и все это совершенно безвозмездно. А прихожане стараются помочь всем, чем можно своей мечети, ведь и отопление, и освещение, и ремонт требуют определенных средств. Помогают даже те, кто давно уехал из Тювеева, и живут в разных городах огромной России.
Давно уже нет на свете тех, кто хлопотал о строительстве мечети, и исчезли могилы безымянных тамбовских строителей, но воздвигнутый ими памятник будет стоять как и прежде. И спешат мои односельчане туда, где родились, учились, где лежат отец и мать, где самая вкусная вода и воздух такой, что невозможно надышаться. Множество мусульман приезжают на праздники из Темникова, Саранска, Москвы, Санкт- Петербурга и других городов России, куда разбросала их судьба, чтобы помолиться в мечети, посетить могилы предков и пообщаться с односельчанами.
Примечательно и то, что именно в год столетия Тювеевской мечети, слава Всевышнему, началось наконец-то строительство Темниковской соборной мечети. Много было споров - нужна в городе Темникове мечеть или нет, надо ли ее строить и где строить. Долгих два года, полных разочарований, надежд и неугасимой веры в правое и нужное не только для городских мусульман святое дело, дали свои результаты, и дело сдвинулось с мертвой точки. И через некоторое время почти рядом со старушкой Тювеевской мечетью будет стоять красавица Темниковская мечеть. И, может быть, через сто лет вспомнят наши потомки добрым словом тех, кто ее построил, и стоять она будет также долго в своем первозданном великолепии. В Коране сказано: «Кто строит мечеть, тот строит себе дом в раю». И кто знает, может быть, купленный и подаренный на строительство мечети один единственный кирпич перетянет наши земные грехи на весах в час страшного суда.
31 августа в селе Тювеево будет торжественно отмечаться столетний юбилей мечети. Приглашаем всех желающих посетить наш праздник.

Амрулла Утешев