Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, председатель Совета старейшин – руководитель Региональной национально-культурной автономии татар Мордовии «Якташлар» Рафаиль Закиевич АШИРОВ отвечает на вопросы главного редактора газеты «Юлдаш».
- Рафаиль Закиевич, в последнее время от некоторых наших читателей можно услышать, что самая многочисленная татарская общественная организация Мордовии НКА «Якташлар» не отличается большой активностью, особенно по сравнению с подобными татарскими общественными организациями других регионов Поволжья. Что Вы на это скажете?

- Конечно, и нам бы хотелось большей активности нашей организации, нет предела совершенству, но не только громкие культурно-развлекательные мероприятия характеризуют работу национально-культурной автономии. Члены НКА и представители ее руководящих органов, как известно, трудятся в различных сферах, так или иначе связанных с татарским населением республики.Это – образование, культура, муниципалитеты, органы местного самоуправления. Их повседневная работа с татарами в определенной мере есть и работа автономии. Например, член правления НКА Альфия Асымовна Максимова возглавляет Центр татарской культуры Лямбирского района, проводит множество национально-культурных мероприятий, ежедневно занимается культурным просвещением татар. Или взять директоров и педагогов татарских школ, являющихся членами автономии. Разве их повседневную культурно-просветительскую деятельность нельзя считать и работой автономии? Или взять глав и сотрудников администраций татарских сельских поселений, которым каждый день приходится решать не только культурные, но и социальные проблемы татар. Ценность нашей общественной организации как раз и заключается в том, что в нее входят в большинстве своем деятельные люди, непосредственно занятые на ниве работы с татарами. Они не занимаются популизмом, не выпячивают свою работу, не плетут национально-политические интриги. И сам я постоянно веду прием и в Лямбире, и в Государственном Собрании, и в приемной партии «Единая Россия». Люди идут с различными проблемами и получают посильную помощь. А вот критики НКА «Якташлар» часто выискивают соринку в нашем глазу, но в своем глазу бревна не видят. Некоторые из них, например, заигрывают с религиозными организациями, пытаются влиять на их деятельность, скорее всего, в каких-то политических целях, но вряд ли сами они так уж религиозны и богобоязненны.

- А что делает НКА «Якташлар» для укрепления единства мусульман Мордовии, абсолютное большинство которых – татары? Спецификой нашего региона является наличие трех противоборствующих духовных управлений мусульман, которые и свою «паству» в определенной мере растаскивают. Как НКА взаимодействует с этими тремя муфтиятами?
- Я не считаю, что наличие трех муфтиятов способно всерьез разъединять татар Мордовии. Мы – один народ, говорим на одном языке, у нас общие национальные традиции, одна история, одна вера. Хотя наличие в нашей небольшой республике трех муфтиятов, конечно, представляет собой проблему, которая беспокоит татарскую общественность. Но это реальность, связанная с тем, что и в России нет единого духовного управления мусульман. И мы, конечно, стараемся сотрудничать со всеми тремя духовными управлениями мусульман Мордовии. Кстати, муфтии входят в состав правления автономии. Члены Совета старейшин НКА по мере возможности стараются участвовать в наиболее значительных мероприятиях всех трех муфтиятов. Надо сказать, они нас всегда приглашают, тоже стремятся с нами сотрудничать. Например, в конце прошлого года Духовное управление мусульман и Региональное Духовное управление мусульман Мордовии провели большое совместное мероприятие, посвященное празднованию Курбан-байрама и чествованию паломников, вернувшихся с хаджа по святым местам. На том мероприятии были три члена Совета старейшин НКА «Якташлар»: Кабир Абдуллович Альмяшев, Фярит Ахметович Айзятов и Шамиль Закариевич Бикмаев. Выступили и даже получили награды от муфтиятов за совместную работу. Конструктивно мы взаимодействуем и с Центральным Духовным управлением мусульман Мордовии. На их отчетно-выборном съезде, где состоялся серьезный разговор о работе по духовному просвещению мусульман, не просто гостями, а активными участниками были заместители председателя Совета старейшин НКА «Якташлар»  Кабир Абдуллович Альмяшев и Шамиль Исмятуллович Ахметов.
Свою руку на пульсе мусульманской жизни и вообще татарского национально-культурного просвещения держат и другие члены Совета старейшин НКА – Рафик Аминович Салихов, Камиль Абидуллович Чумарин, Фярит Фяттяхович Мамин, Альмира Хамзеевна Габунова, Адиля Фяритовна Колесникова, Вяли Хамзеевич Тумпаров, Нябиулла Абдуллович Акчурин. Что касается взаимодействия с религиозными организациями, то всем нам важно противостоять проникновению в нашу мусульманскую среду радикального ислама. Нам необходимо поддерживать и развивать наш традиционный, добрый ислам, которому чужда агрессивность. Здесь автономия призвана работать в контакте с духовенством. Но и не только. В деле духовно-нравственного просвещения очень многое зависит и от учителей, от работников культуры и даже от работников правоохранительных органов, призванных пресекать, более того, предупреждать любые проявления религиозного экстремизма.
- Еще одна проблема появилась в последнее время – она связана с ношением хиджабов некоторыми школьницами-татарками. Это, насколько известно, вызывает недовольство руководителей общеобразовательных школ и в Мордовии, были уже и конфликтные ситуации. Каково отношение НКА «Якташлар» к этой проблеме, от которой просто отмахнуться уже невозможно?
- На наш взгляд, в светской школе должна быть единая школьная форма. Новый федеральный Закон об образовании дает право администрациям школ самим определять – вводить единую школьную форму или нет. Многие школы форму ввели, следовательно, учащиеся должны подчиняться такому решению администраций своих школ. Школа – не место, где нужно демонстрировать свою национальную или религиозную особость, исключительность. Татарам, как и представителям всех других национальностей, жизненно важно именно с детства органично вписываться в контекст единого российского народа. Ведь сегодняшним детям жить предстоит в общей многонациональной стране. К тому же этот женский головной убор – хиджаб изначально не характерен для наших татарок. Здесь, скорее, сказывается современное влияние арабского Востока. Потому укреплять нашу традиционную национальную культуру важно еще и для того, чтобы не подвергаться чужому и чуждому влиянию. Мусульманский платок – далеко не главный показатель принадлежности к татарскому народу.  К тому же как врач хочу сказать: девочке несколько часов сидеть на уроках закутанной в хиджаб – вредно для здоровья…
- Как врач Вы, наверное, и пышные бороды, которые в последнее время отрастили многие татары, считаете вредными для здоровья?
- Да, и бороды тоже. Ведь Петр Первый сбривал боярам бороды не по причине «самодурства», а исходя из требований гигиены. Кожа – орган человеческого организма, через который происходит окислительно-восстановительный процесс, через который организм дышит, выделяет различные токсины. Кожа не должна быть закрытой. В бороде задерживаются бактерии, они не смываются, что становится источником разных инфекций. Духом, языком, мыслями, почитанием традиций предков быть татарами, а не хиджабами и бородами – вот что важнее всего для сохранения и развития народа. Вот к чему нам нужно стремиться. Опора российских, в том числе и мордовских татар – Россия, а не Саудовская Аравия, не Пакистан. Кстати, современные татары России – по сути своей европейский народ. А те «духовные лидеры», которые стремятся увести татар в сторону арабского Востока, или болезненно заблуждаются, или имеют корыстный интерес.
- Вернемся к национально-культурной работе автономии. Какие наиболее заметные мероприятия последнего времени имеются в вашем активе?
- Мероприятий, в которых или организаторами, или активными участниками выступают члены автономии, немало. Здесь мы тесно взаимодействуем с Министерством культуры и с Министерством по национальной политике республики. Это – дни татарских сел, праздники татарской культуры в населенных пунктах, мусульманские праздники, вечера памяти татарских писателей – наших земляков. Не так давно, например, открыли школьный музей Абдрахмана Абсалямова в Татарских Юнках Торбеевского района – на родине жены писателя, а до этого прошли мероприятия, посвященные его памяти, в Ковылкинском районе – на родине самого Абсалямова. Постоянно проходят экскурсии для детей из разных населенных пунктов в доме-музее Хади Такташа в селе Сургодь (Сыркыды) Торбеевского района. Я рад, что построенный по нашей с Камилем Шагаровичем Зиятдиновым инициативе музей классика татарской литературы стал постоянно действующим очагом культуры. Надо особо отметить наш традиционный День родного языка, который ежегодно проводится под руководством председателя правления автономии Надии Низаметдиновны Азисовой и ее заместителя Наили Халиловны Насыровой. В нем активно участвуют учителя татарского языка со всей Мордовии. День родного языка в Саранске – это венец мероприятий, которые в течение нескольких месяцев проходят в татарских селах, как бы подведение итогов местных мероприятий, чествование их активных участников. Самое ценное то, что в них участвуют дети, которые пишут сочинения о татарских писателях, читают их произведения, поют татарские песни, исполняют народные танцы. Важно для полноценного культурного развития человека именно с детства прививать любовь к родному языку. Язык – основа национального бытия народа, а татарам дорог родной язык. Об этом я и говорил, выступая на Дне родного языка. И привел в пример себя: мне в детстве не удалось освоить татарский литературный язык, что не позволяет мне читать в оригинале произведения татарской литературы и публицистики. В годы моей молодости не было для изучения родных языков должных условий, но сейчас они создаются государством.
- Условия вроде бы и создаются, но татарские села угасают, школы закрываются. Вот и в Вашем родном селе Ломаты Дубенского района закрылась основная общеобразовательная школа. И не только в Ломатах, но и в Татарском Умысе Кочкуровского района, и в Верхнем Урледиме Рузаевского района. НКА «Якташлар» как-то следит за этой проблемой?
- Мы внимательно отслеживаем, как в школах изучается татарский язык. Да, в силу объективных демографических причин школы в селах закрываются, и детей возят в более крупные ближайшие села, где имеются школы, отвечающие современным требованиям. Но преподаванию татарского языка ущерб не наносится. Детей из того же села Ломаты на школьном автобусе возят учиться в Кочкурово, куда перешла на работу и учительница татарского языка и литературы Альфия Кеддусовна Узбякова. И что очень важно, школа в Ломатах совсем не закрыта, местные дети начальное образование получают по-прежнему в родном селе. А из Верхнего Урледима детей возят в Палаевку, куда вместе с учениками ездит на работу и их учительница татарского языка и литературы Наиля Идрисовна Башмакова.
- В актив автономии Вы, наверное, можете зачислить и республиканский фольклорный праздник Сабантуй…
- Да, конечно, мы активно участвуем в его подготовке, в рамках государственного праздника Сабантуя чествуем людей, занятых сохранением и развитием татарской национальной культуры…
- Хорошо, но я хочу сказать о другом. В последнее время от многих татар все чаще можно услышать такую мысль: не пора ли республиканский Сабантуй проводить в других районах Мордовии, в местах, более близких к природе, а не только на центральной площади Лямбиря? Татары сетуют на многолетнее однообразие мордовского Сабантуя.
- Такая точка зрения имеет право на существование. Но ведь именно в Лямбирском районе сосредоточены профессионалы татарской культуры, без которых уже невозможно провести современный Сабантуй. Именно Лямбирский район имеет многолетний опыт организации и проведения этого праздника, в том числе – опыт профессионального культурного сотрудничества с Республикой Татарстан. Если бы даже Сабантуй перемещался по районам Мордовии, Лямбирский район все равно оставался бы главным организатором праздника. Без Лямбирского района, на мой взгляд, Сабантуй в Мордовии провести качественно было бы очень проблематично, хотя в Сабантуе следует шире задействовать и татар из других районов республики.
- Те же татары жалуются на то, что на Сабантуе в Лямбире все меньше становится татарской речи, что преобладает русский язык, в том числе и в приветственных выступлениях…
- С годами Сабантуй становится не только татарским, но уже интернациональным праздником, вызывает интерес и у наших ближайших соседей – русских и мордвы. Но, тем не менее, публично обсуждать тему обновления нашего национального праздника полезно. Даже сам факт такого обсуждения свидетельствует о неравнодушном отношении татар Мордовии к своим национальным традициям, о стремлении развивать наши самобытные традиции.
- Самобытные традиции татар Мордовии трудно развивать в отрыве от большого татарского мира, например, без культурной связи с Казанью. А как НКА «Якташлар» взаимодействует, например, со Всемирным конгрессом татар? Этот вопрос задаю не случайно. На 5-м съезде ВКТ в декабре 2012 года был избран Исполком конгресса в составе 77 человек. Раньше там было 48 человек, сейчас стало 77. Но в составе Исполкома ВКТ не нашлось места представителю национально-культурной автономии татар Мордовии…

- Тот факт, что в составе Исполкома ВКТ нет представителя НКА «Якташлар» – основной татарской общественной организации Мордовии, не может нас радовать. Но мы и не драматизируем данное обстоятельство, продолжаем взаимодействовать, участвовать в мероприятиях, проводимых Всемирным конгрессом татар. Более того, мы поддерживаем конструктивный курс ВКТ, направленный на укрепление созидательного единства татарского народа. На том же декабрьском съезде конгресса большинство выступлений было посвящено национально-культурному развитию татар без радикализма, без национализма, а в контексте единого российского народа. И Вы в своей статье «Татары дров не наломают», опубликованной в газете «Юлдаш» по итогам этого съезда, справедливо отметили: «Татарам, ныне составляющим основу конгресса, нужно национальное возрождение и самосохранение народа – без радикализма, без ослабления основ существующего федеративного государства. Напротив – при поддержке татар государством и при поддержке государства татарской общественностью возможно современное развитие народа. Потому общественности проблемы национально-культурного развития татар необходимо перед государством ставить не только смело, но и конструктивно, исходя из существующих особенностей сегодняшнего мира». Я согласен с Вами. И добавлю: кроме Всемирного конгресса татар есть еще и Федеральная национально-культурная автономия татар России, с которой мы плодотворно сотрудничаем. Я являюсь членом Совета ФНКАТ.
- Можно ли сегодня говорить о единстве татар и, в частности, татарской национальной элиты в Мордовии? Удалось ли НКА «Якташлар» как-то способствовать консолидации местного татарского общества?
- Да, это одно из главных достижений нашей работы за последние годы. У нас нет слишком громких акций, потому что мы избегаем популизма, национально-этнической демагогии, мы не играем на сокровенных этнических чувствах народа. Мы стремимся к консолидации, к взаимопониманию. Общественная организация не может и не должна служить политическим амбициям отдельно взятого лидера. Кто сегодня входит в состав НКА «Якташлар» и в ее руководящие структуры? Люди, много сделавшие и сейчас делающие для татарской культуры и татарского народа. Это взвешенные люди, осознающие не только свою причастность, но и ответственность за национальную культуру. Кроме того, это настоящие, проверенные временем интернационалисты, патриоты родной Мордовии. Да, нам важно развитие татарской культуры, сохранение татарских традиций. Но для нас не менее важно межнациональное согласие в нашей республике. Татары во все века жили со своими ближайшими соседями в мире и дружбе, способствовали сохранению межнационального согласия. И это, без преувеличения, наше историческое достояние. Не случайно татары Мордовии в 2012 году не просто активно и достойно участвовали в мероприятиях 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, а участвовали – как в своем родном празднике.
- Тем не менее, у руководства НКА «Якташлар» есть и свои оппоненты. Вы хорошо знаете об этом. И они говорят примерно так: Аширов – представитель республиканской власти, и это обстоятельство мешает ему как руководителю татарской общественной организации свободно и смело ставить перед государством проблемы национально-культурного развития татар. Как-то прокомментируете такую точку зрения?
- Моя работа в органах власти, скорее, помогает не только ставить перед государством национально-культурные проблемы, но и решать их. Отмечу, к татарской национальной культуре очень внимательно относятся и Глава нашей республики Владимир Дмитриевич Волков, и Председатель Государственного Собрания Владимир Васильевич Чибиркин, и Председатель Правительства Владимир Федорович Сушков. Без тесного взаимодействия с органами государственной власти национально-культурная автономия эффективно функционировать не может.

Беседовал Камиль Тангалычев