Интервью заместителя Председателя Государственного Собрания РМ, председателя Совета старейшин – руководителя Региональной национально-культурной автономии татар РМ «Якташлар» Рафаиля Закиевича Аширова «Татары говорят на одном языке» (газета «Юлдаш» от 18 сентября 2013 года) вызвало заметный  интерес у наших читателей.
Публикуем некоторые их отзывы.

Услышал голос лидера

Пенсионер Шамиль Ильясович Джалимов:
- В ответах руководителя основной татарской общественной организации Мордовии – национально-культурной автономии «Якташлар» Рафаиля Закиевича Аширова на вопросы главного редактора правительственной татарской газеты «Юлдаш» Камиля Абидулловича Тангалычева я услышал многое из того, что хотел услышать. Узнал о том, чем занята автономия «Якташлар», что думает лидер НКА по проблемам противоборства трех муфтиятов, преподавания татарского языка в школах, по вопросу консолидации татарского народа Мордовии. Любопытно то, что врач Аширов считает просто не гигиеничными длинные бороды, которые отращивают многие, в том числе молодые, татары, видимо, подражая религиозным людям из мусульманского Востока. А хиджабы, тоже ныне распространенные среди татарок, Аширов считает не только не соответствующими татарской традиции, но и вредными для здоровья. Свои бороды наши бородачи, скорее всего, сразу и не сбреют, а девочки-татарки не снимут хиджабы, но узнать мнение общественной организации и ее лидера было важно и полезно.
И что особенно ценно, в интервью Аширова я услышал взвешенный голос реального и ныне единственного общественного лидера татар Мордовии. Сегодня время как раз такой взвешенной общественной  деятельности в национально-культурной сфере. Время популизма, скандализма, демагогии, выпячивания личной роли общественного лидера прошло, это уже старомодно. Сейчас время респектабельности и деловитости в общественно-политической сфере.
Но общественная организация, каковой является национально-культурная автономия, не директивный орган, регламентирующий татарскую национальную жизнь. Потому все же нужно проводить больше культурных мероприятий, которые бы объединяли татар, улучшали их душевное состояние. Тогда у татар будет больше доверия к общественной организации. Например, провести бы в Саранске хороший вечер татарской песни!
Мне приходилось много раз бывать в Самарской области, я хорошо знаком с жизнью самарской татарской общины. Там обращает на себя внимание активность, заинтересованность бизнесменов, состоятельных татар в национальной жизни. Много проводится ярких мероприятий. И даже ежегодный областной Сабантуй проводится в значительной мере силами самих самарских татар.
И об обновлении мордовского Сабантуя все-таки надо подумать. Много официоза, мало праздничной непринужденности. Хочется больше нашей татарской речи, песен, танцев, игр.
Нужно как можно активнее поддерживать татарскую художественную самодеятельность в Мордовии. Следует больше заниматься светской национальной культурой, а не увлекаться чрезмерно только вопросами религии. Хотя, понимаю, вокруг религии много проблем, связанных с проникновением в нашу среду радикальных исламских течений. Необходимо всячески защищать татарскую молодежь от пагубного влияния религиозных радикалов. Тем не менее, необходимо поддерживать татарскую национальную культуру, в частности – профессиональный ансамбль «Умырзая», чтобы он мог заниматься концертной деятельностью не только в Лямбирском районе, но и во всей Мордовии.

Где национальная «элита»?

Заведующая республиканской татарской библиотекой «Магариф» Рашидя Алиевна Ипкаева:
- Я не могу согласиться с утверждением Рафаиля Закиевича Аширова о том, что наш древний татарский фольклорный праздник Сабантуй является «интернациональным». Мы, татары Мордовии, от всей души выступаем за интернационализм, за дружбу и братство народов, но Сабантуй был и остается только татарским праздником, как эрзянский праздник «Раскень озкс», как мокшанский праздник «Акша келу». Мы можем быть почетными, желанными гостями на праздниках друг у друга, но неповторимость этих мероприятий заключается как раз в их исключительной национальности.
Кроме того, Сабантуй – праздник начала полевых работ, праздник плуга, потому он должен проводиться до 25 июня. И не нужно Сабантуй совмещать ни с юбилеями районов, ни с другими торжествами. Не следует сроки проведения нашего Сабантуя подгонять под политическую конъюнктуру. А в августе уместнее проводить не праздник плуга, а праздник серпа, праздник урожая.  
И как можно больше внимания на Сабантуе надо уделять труженикам земли, татарским хлеборобам со всех районов Мордовии – нашим кормильцам. Это не столько праздник чествования чиновников, сколько праздник чествования земледельцев.
Очень уместна, на мой взгляд, мысль, выраженная в вопросе главного редактора газеты «Юлдаш», заданном Аширову: «не пора ли республиканский Сабантуй проводить в других районах Мордовии, в местах, более близких к природе, а не только на центральной площади Лямбиря? Татары сетуют на многолетнее однообразие мордовского Сабантуя». Действительно, многие татары говорят об этом. Если это официальный республиканский праздник, а не праздник только одного Лямбирского района, то к его проведению нужно привлекать и другие районы, где компактно живут татары. Ведь по разным регионам шагает общероссийский Сабантуй, а не застыл только в Татарстане. Почему бы следующие наши Сабантуи не проводить, например, в Темниковском, Атюрьевском, Рузаевском или Ромодановском районах? А для этого собрать работников культуры из этих районов, провести с ними обстоятельный семинар по качественной организации татарского фольклорного праздника.
Еще одна проблема, пока нерешенная, стоит в том числе и перед национально-культурной автономией «Якташлар» и ее руководством: побороть то безразличие, то равнодушие к своей национальной культуре, которое на протяжении многих лет проявляют состоятельные татары. Есть среди них исключения, но многие представители татарской «элиты» Мордовии просто не хотят помогать в организации татарских культурных мероприятий, делать какие-то пусть не большие, но конкретные добрые дела для своих сородичей. Хотя бы выписать татарские газеты и журналы для школ и культурных учреждений.  Повторю еще раз: помогать своему народу надо конкретными добрыми делами. Это – ценнее всего! «Правильные» слова научились произносить многие. Кстати, и смысл существования любой национально-культурной общественной организации в конкретных делах, а не в красивых словах…

Давайте говорить по-татарски!

Работник сельского хозяйства Галия Исламовна Тугушева:
- НКА «Якташлар» не является министерством татарских дел, кто бы ни возглавлял данную общественную организацию. Эта организация может успешно функционировать только в том случае, если ее руководство умело выстраивает доверительные отношения с разными группами социально активных людей, а такие люди, как правило, имеют свой непростой характер. В общественной организации нет начальников и подчиненных. Общественники – это те люди, которые добровольно и бескорыстно возлагают на себя работу в татарской культуре в свободное от основных занятий время.
Благодарности за это заслуживают и руководство, и рядовые члены НКА «Якташлар». Особенно – Рафаиль Закиевич Аширов, один из наиболее авторитетных татар Мордовии, государственный деятель, врач. Он взял на себя ответственность за татарскую автономию в то время, когда она уже разваливалась из-за «междоусобицы» среди татарской «элиты» Мордовии, когда автономии требовалось в буквальном смысле исцеление общественным и политическим авторитетом лидера.
Но, тем не менее, у меня есть пожелание и к Совету старейшин НКА. В этом органе много известных и уважаемых татар, однако большинство из них, к сожалению, при публичных выступлениях говорят только по-русски. В общественной жизни важен личный пример. А язык – основа основ не только национальной культуры, а вообще национальной жизни народа. Без сохранения языка национальную культуру сохранять, тем более – развивать невозможно.
А еще – татарской общественной организации, на мой взгляд, не следует замыкаться только на Саранске и Лямбирском районе. Не нужно забывать и западную зону Мордовии, где компактно живут татары. Там размеренно течет своя мусульманская жизнь, не нуждающаяся ни в каких общественных организациях. Но для народа важна и светская национально-культурная жизнь. Несколько лет назад в селе Тарханы Темниковского района провели День татарской культуры. Планировалось сделать праздник ежегодным, но это решение осталось только на словах. Знает ли об этом НКА «Якташлар»? А ведь темниковская земля – особое место для татар Мордовии, это наша историческая родина...