В селе Малые Березники Ромодановского района, основанном около четырех сот лет назад, фамилию Давыдовы имеют многие. Я  тоже родился там, в семье Давыдовых. Мои предки (мужчины) исстари владели плотницко-столярным мастерством. Дед мой Петр Иванович с сыновьями Дмитрием и Григорием ходили в окрестные села строить избы, бани, сараи.А рядом с нашим русским селом находятся татарские Алтары, Белозерье, Иняты, а также мордовские – Большие Ремезенки, Курилово. К нам на водяную мельницу из этих сел каждое лето привозили на размол зерно. Поскольку в Малых Березниках была школа только семилетка, молодежь, чтобы получить среднее образование, ходила в куриловскую десятилетку. Так вот и жили в тесном общении и дружбе. Традиции добрых взаимоотношений и связи сохранились и в наши дни, независимо от национальности и религиозных взглядов.

Но я не случайно начал с упоминания своей родословной фамилии, поскольку с детства считал, что Давыдовы - это чисто русские. Подрастая, много читал и узнал, что среди Давыдовых были и декабристы, дипломаты, академики, артисты, спортсмены, воины. Гордился подвигами героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Пошел в библиотеку, взял книгу В.Пухова «Денис Давыдов». В этом биографическом повествовании говорится, что летом 1468 года младший сын Касима, царя Городца Мещерского, внук первого Казанского царя Улу-Магомеда, до этого бывшего ханом Золотой Орды, Минчак приехал в Москву, присягнул на верность великому  князю Ивану III, принял православие и имя Семиона.
Так сын Касима – Минчак-Семион стал служилым человеком государя московского, а Городец-Мещерский и царство с 1471 года в честь умершего царя Касима стало носить его имя - Касимовское. У Семиона было четыре сына. От старшего Давыда Семионовича и пошел один из нескольких русских дворянских родов Давыдовых. Как указывают источники, служили Давыдовы воеводами и в других чинах и были жалованы от русских государей почестями. С 1500 года они уже имели вотчины в Нижегородской и Симбирской губерниях.  Подтверждением этому является и запись в «Советской энциклопедии» 1987 года издания. Там на 355 страницах записано, что Давыдовы – род Давыда (Давуда) сына мурзы Минчака Косаевича, вышедшего из Золотой Орды.
Фамилия и имя Давыд, Дауд, Давуд – арабизированная и тюркизированная форма еврейского имени Дауд, что означает «любимый-любящий».
Я ознакомился с книгой А.Х.Халикова «500 русских фамилий болгаро-татарского происхождения», где наряду с Давыдовыми числятся Бунины, Голицины, Мичурины, Кутузовы, Суворовы, Тургеневы, Ушаковы, Утешевы, Яушевы и другие, в роду которых имеются татарские корни. Это еще раз убеждает, что у многих россиян разных национальностей встречается одна и та же фамилия. Следовательно, мы - единый народ одного государства. Особенно это заметно в регионах Поволжья, где татары, мордва, русские и другие их соседи столетиями живут рядом и встают плечом к плечу на защиту своей многонациональной страны, если над ней нависает опасность.
У меня имеется седьмой том книги «Память», где поименно названы воины Ромодановского, Рузаевского и Старошайговского районов Республики Мордовия, погибшие, пропавшие без вести и умершие от боевых ранений в годы Великой Отечественной войны. Анализируя записи в этой книге, я специально заострил внимание лишь на одной фамилии – Давыдовы. Из Ромодановского района при защите Родины погибло 17 мужчин Давыдовых, в том числе мой отец и дядя. Все они русские. А вот в Рузаевском районе с фронтов не вернулось 24 воина Давыдовых. Трое из них – русские, десять – мордва и одиннадцать – татары. Подобное можно отметить и в других районах Мордовии.
Следовательно, мой отец Давыдов Дмитрий Петрович – русский из Малых Березников, Давыдов Ханяфи Мухаевич – татарин из Татарской Пишли и Давыдов Максим Тарасович – мордвин из села Новый Усад Рузаевского района воевали не задумываясь, кто они по национальности, плечом к плечу с другими защищали свои семьи, республику, всю страну. У погибших остались дети, а теперь уже и внуки стали взрослыми, продолжая поколения Давыдовых. Мне одинаково приятно пообщаться с заместителем министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности нашей республики Николаем Алексеевичем Давыдовым и главой администрации  Лямбирского района Шамилем Фатиховичем Давыдовым о проблемах сегодняшнего дня, которые им приходится решать вместе с другими в повседневной жизни.
Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться, что народы России близки в стремлении жить единой семьей, поскольку их объединяет и духовное и фамильное родство.

 

Анатолий Давыдов, ветеран журналистики