Завершился очередной – 17-й – республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Впереди подведение итогов и гала-концерт. Каждый район представлял на главной республиканской сцене свою многонациональную самодеятельную культуру. Кроме того, каждый районный концерт – это еще в определенной мере и проявление национальной политики местного масштаба.  Например, наличие или отсутствие татарских номеров на фестивальном концерте имеет, прежде всего, знаковый смысл: представлен коренной народ того или иного района со своей культурной самобытностью или забыт, то есть – проигнорирован.Необходимо отметить: большинство районов Мордовии, где есть татарские села, в этом году включили в свои фестивальные программы татарские номера. За исключением, как ни странно, Торбеевского, Инсарского и Краснослободского районов. В Дубенском и Кочкуровском районах только по одному татарскому селу, тем не менее, их концертные программы украсили татарские песни.
Достойно выглядел на саранской сцене молодой исполнитель из кочкуровского села Татарский Умыс Дамир Абушкин с песней «Шурале». Дамир  является активным участником песенных мероприятий как в родном Татарском Умысе, так и в районе и республике. Дамир Абушкин становился и одним из победителей республиканской олимпиады по татарскому языку.
В минувшую субботу достойно была представлена татарская народная культура на отчетном фестивальном концерте Кадошкинского района. Причем татарский «колорит» был заметен уже в фойе республиканского Дворца культуры перед концертом. Женщины в красивых национальных костюмах угощали зрителей татарской выпечкой, а рядом звонко пели кадошкинские мокшанки – тоже в красивых национальных нарядах. Татарская культура не была забыта и на выставке прикладного творчества кадошкинцев. Педагог из села Латышовка Динара Донская, также в ярком национальном наряде, радушно представляла прикладное творчество своих учащихся и коллег: куклы в татарской «одежде», вышивку…
А уже на концертной сцене красиво смотрелся детский ансамбль татарской песни «Лейсан» под руководством Надии Байчуриной Латышовского сельского Дома культуры. Девушки подарили зрителям песню «Мин эзл?дем» («Я искала»). На баяне аккомпанировал Хайдар Турчаев.
Татарская песня «Яшиек с?енеп кен?» («Будем жить только любя») прозвучала в исполнении ансамбля татарской песни «Дуслык» Большеполянского сельского Дома культуры. Руководитель – Наиля Долотказина. Кстати, участницы обоих ансамблей вышли на сцену в современных национальных нарядах. Жива в селе татарская песня – значит, есть сама татарская национальная жизнь.
Пронзительную татарскую песню «Мамык ш?л» («Пуховый платок») подарила зрителям учительница Латышовской средней общеобразовательной школы Фаиля Турчаева – исполнительница с самобытным красивым голосом. Аккомпанировал ей также Хайдар Турчаев, который известен и как исполнитель татарских и русских песен. Он является активным участником практически всех фестивальных мероприятий последних лет. На многих кадошкинских концертах он – один из ведущих аккомпаниаторов. Красиво смотрелось, например, на одном из прошлых концертов, когда Хайдар, в тюбетейке и татарском костюме, аккомпанировал ансамблю мокшанок в ярких национальных нарядах
Фестивальный концерт продемонстрировал, что в Кадошкинском районе, возглавляемом Адилей Фяритовной Колесниковой, которая тоже была в зрительном зале, уделяется внимание татарской культуре. Как и мордовской и русской культуре. Кадошкинский концерт явил на сцене настоящую межнациональную гармонию, которая отличает и саму жизнь людей и в этом районе, и во всей нашей республике.
То же самое можно сказать и о концерте Лямбирского района. Но от многих зрителей можно было услышать, что семь татарских номеров для обширной лямбирской концертной программы было все-таки маловато. Еще две-три татарские песни были бы не лишними в выступлении единственного в республике татарского района. Тем более, в Лямбире достаточно богат потенциал татарской песенной культуры. Например, замечательная исполнительница проникновенных татарских песен Умида Яхина, несомненно, украсила бы лямбирскую концертную программу своим сольным выступлением…
А в том, что в концертных программах каких-то районов отсутствовали татарские песни и танцы, упущение не только организаторов этих мероприятий, но и администраций татарских сел и их клубных учреждений. Было бы уместно, если бы они и сами проявляли культурно-организационную активность, может – и настойчивость, а не ждали разнарядок сверху. От ярких и интересных татарских номеров, предложенных из сел, организаторы фестивальных концертов, наверное, не отказались бы. Но для того, чтобы была «продукция», которую можно предъявлять зрителям, необходима заинтересованная клубная работа, в данном случае – необходима более активная национально-культурная жизнь. Нельзя, чтобы родная культура оставалась незамеченной, растворялась…

Галия Тугушева